Жители Изюма устали жить, как на пороховой бочке. После оползня склон так и не укрепили

12 апреля 2013, 09:11
Специалисты считают, что проблема возникла из-за проведения водопровода

Уже прошло полгода, однако склон до сих пор не укреплен. Фото: В. Сорокина

Из-за оползня в жилом районе Изюма в конце октября прошлого год один из домов сложился, как карточный. Тогда из людей, к счастью, никто не пострадал. Однако соседи, от греха подальше, решили съехать из опасной зоны, а чиновники пообещали укрепить склон. Уже прошло полгода, однако склон до сих пор не укреплен, более того — грунт продолжает двигаться.

"Когда вследствие оползня разрушился соседский дом, наш не пострадал, — вспоминает жительница Изюма Алиса Сорокина. — Однако в сарае образовалась огромная трещина. И оставаться там означало бы жить на пороховой бочке". Тогда девушку вместе с матерью и несовершеннолетней сестрой приютили знакомые изюмчане. Чиновники местного горсовета через месяц после ЧП выделили деньги на создание проекта укрепления данного склона. Но в прошлом году освоить деньги не успели, соответственно, почву не укрепили. А тем временем за зиму грунт размыло еще больше. "За несколько месяцев от нашего двора буквально ничего не осталось. Все разрушил оползень", — говорит девушка. Кроме того, под обрывом оказалась единственная дорога, которая ведет из этой части города в центр Изюма.

Реклама

Специалисты УкрНИИ инженерно-технических изысканий, которые обследовали местность еще в прошлом году, говорят, что сейчас уже нельзя начинать укреплять склон по осенним данным, поскольку они устарели. "Необходимо провести новые проектно-изыскательные работы, а потом уже думать, как укреплять гору", — говорит заместитель директора Геннадий Стрижельчик. И добавляет, что оползнями нужно заниматься не тогда, когда они уже произошли, а намного раньше. "Вот, там же в Изюме, например, ничего такого не было бы, жили бы себе люди спокойно в частном секторе. Но когда-то один из руководителей решил сделать централизованный водопровод, люди начали поливать свои грядки, а вода, естественно, впитывалась в землю. Со временем из нее получился ручеек, который и помог образоваться оползню", — говорит Стрижельчик.

Алиса Сорокина рассказывает: то, что еще несколько месяцев назад было ручейком, сейчас превратилось в настоящее болото, которое поглотило разрушенные постройки и поваленные деревья. А девушка с родными по-прежнему не может вернуться в родной дом. "Туда просто-напросто страшно входить, и комиссии, которые приезжали проверять, признали наш участок непригодным для проживания. Нам уже стало неудобно перед знакомыми, что мы у них живем. Поэтому несколько недель назад мы начали снимать квартиру", — говорит Сорокина. Местные чиновники, приняв во внимание выводы комиссии, поставили семью Сорокиных первыми в очереди на квартиру. Вот только квартир этих в Изюме нет.

Специалисты УкрНИИ инженерно-технических изысканий говорят, что, по их данным, на Харьковщине — 27 участков, где может произойти оползень. Наиболее подвержены этой опасности Купянский, Чугуевский Изюмский и Красноградский районы области, может случится сдвиг грунта и в первой столице. "У нас, к сожалению, власти реагируют на оползни в период их активности, а нужно наоборот. Например, в поселке Кочеток Чугуевского района власти никак не реагируют на возможный оползень, хотя под его угрозой находится местное кладбище. Представляете, что будет, если из-под него сдвинется грунт? В самом Чугуеве, в его центре, могут произойти оползни, там тоже ничего не делается. В Харькове под угрозой сдвига грунта — вся Журавлевка", — говорит замдиректора Геннадий Стрижельчик. Есть много способов борьбы с оползнями, самые элементарные — это срезать грунт вверху склонов и высыпать его внизу, или просто сделать на них системы дренажа и откачивать воду, но даже этого, уверяет Стрижельчик, в местах, где есть вероятность сдвига грунта, не делается: "О более затратных способах борьбы с этой стихией мы даже не заводим речь".