Жительница Крыма создает удивительные картины на воде

19 сентября 2013, 18:43
Техника збру существует более 600 лет, ингредиенты — только натуральные

Чтобы научиться рисовать на воде, понадобится два месяца, и даже ребенок сможет создавать свои шедевры. Фото: А.Керменчикли

Реклама

В Крым возвращается когда-то забытое искусство рисования на воде — эбру. Эта техника существует более 600 лет и позволяет с помощью нехитрых инструментов и красок создавать водяные шедевры. Среди крымчан уже появились и настоящие "уста" — так называют крымскотатарских мастеров.

С Сакине Бейтулаевой мы познакомились в музее-типографии Исмаила Гаспринского, где проходила ее выставка. Сейчас она большую часть времени живет в Париже и призналась нам, что была удивлена, что ни в одном из художественных музеев французской столицы не знали о подобной технике. Вводя в историю искусства и проводя небольшую экскурсию по экспозиции своих работ, Сакине-ханум начинает с самого простого, но важного: рабочего места эбрузена — мастера эбру. Абстрактные рисунки, замысловатые картины  — все создается в небольшом "текке" — емкости для воды размером как одна полоса газеты, которую вы держите в руках. Площадь своеобразного холста может меняться в зависимости от пожеланий художника. Вода тоже не простая, мастера делятся своими секретами только с учениками. Она по консистенции похожа на жидкий кисель, потому что добавляется в нее растение, которое растет в горах Турции, — астрагал. Благодаря этому краска держится на воде.

"Его измельчают и размешивают с очищенной водой, иначе вода начинает неприятно пахнуть со временем. Одним приготовленным раствором воды можно пользоваться около месяца. Краски тоже натуральные — глина и оксид железа и другие ингредиенты, в зависимости от того, какой цвет нужен. Растирают их в ступах сами художники, но сейчас не проблема приобрести все принадлежности в интернете. Краски разбавляют обычной водой и наносят кистями — "фырча".

Реклама

Каждый цвет имеет свой особенный запах: красный напоминает вареные яйца, а черный пахнет землей после дождя. Ручки для кистей сделаны из веток розовых кустов, к которым привязывают пучок конского волоса. Для того чтобы начать, нужно разбудить воду, для этого как раз годится газета — формат подходит, для того чтобы погрузить ее в емкость и убрать пузырьки. Проделав нехитрые манипуляции, художник кистью берет краску и, ударяя себе по пальцу, разбрызгивает ее — капли падают на воду. Так можно создавать фон. Чтобы сделать точный рисунок, берется спица — "биз" — и опускается вместе с краской в воду, после капле краски придается нужная форма. Точка превращается в цветок или в птицу. Но чтобы достичь такого результата, нужно много работать, ведь краски на воде — не то же самое, что на холсте. Главное — не проводить кистью дважды по одному месту", — объясняет художница.

"Писано вилами по воде" — это не о Сакине-ханум, в технике "таракъ" (расческа) ей нет равных. Рисунок создается многослойным нанесением красок и "расчесыванием" гребнем — получаются тончайшие слоеные узоры. "Чтобы снять получившийся узор, нужно взять самую обычную бумагу, ухватиться за противоположные по диагонали уголки и медленно накрывать рисунок на воде. После — вытягивать по краю текке, чтобы лишняя вода не оставалась на бумаге. Делать это нужно крайне аккуратно, потому что рисунок может размазаться. Потом он должен просохнуть. Каждый рисунок имеет свою философию, никогда не знаешь, что может у тебя получиться в конце", — говорит мастер.

Сакине-ханум закончила "иняз" и долгое время работала учителем. А сейчас она передает свое мастерство детям и в будущем планирует создать свою школу в Крыму и возродить традицию украшения книг рисунками эбру.

Реклама

Бумажное "облако"

Техника эбру возникла на Востоке. Историки спорят, где раньше — в Японии или Индии. Там художники заметили, что определенные краски плавают на воде и их можно переводить на бумагу. Так развлекались подмастерья, снимая замысловатые разводы бумагой, и все оставалось на уровне баловства. Но развилось до полноценного искусства в Турции. Самый древний подписанный рисунок найден в дворце Топкапы с датой 1554 год. Это название — от турецкого "волнистый" или иранского "облако". Такой бумагой украшали книги или использовали как писчую, чтобы невозможно было подделать указ.