Живущие в темноте. В Крыму слепым нечего читать и страшно ходить по улицам

15 марта 2013, 12:02
Сегодня в Крыму более 9 тысяч людей страдают заболеванием глаз — глаукомой, а тысяча из них уже ослепли

Практически все горожане помогали незрячему парню. Фото: А. Юнусов

Каждый день в большом городе практически любого человека подстерегает масса неудобств: переполненный общественный транспорт, плохие дороги, очереди в магазинах и прочее. И если порой даже молодому и здоровому человеку трудно перемещаться по улицам города, то что говорить о людях, испытывающих проблемы со зрением. Сегодня в Крыму более 9 тысяч людей страдают заболеванием глаз — глаукомой, а тысяча из них уже ослепли.

Людмила Феофанова много лет работает на посту председателя Севастопольского учебного производственного предприятия Украинского товарищества общества слепых. Женщина не видит этот мир уже 20 лет и говорит, что не может самостоятельно перемещаться по городу — 62-летней Людмиле Анатольевне страшно оставаться одной.

Реклама

"Я инвалид первой группы, то есть человек тотально слепой. В детстве видела хорошо, но с возрастом зрение начало ухудшаться, теперь я совсем слепа. По городу перемещаться самому страшно, нужен проводник, иначе никак. Когда остаюсь сама в городе — помогают посторонние люди. Но не всегда, бывает, проходят мимо", — говорит крымчанка.

Лишившись одного органа чувств, человек начинает намного ярче ощущать другие, например, осязание и слух. "Знаете как: идешь по улице и знаешь, где дом есть, а где его нет. Ты проходишь мимо и чувствуешь тепло на щеке от этого здания. Просто зрячий человек не обращает на это внимания. Звуки же мы, слепые, слышим даже больше, чем надо. А в квартире мы можем через комнату услышать разговаривающих людей. Также слышишь шаги людей и уже примерно знаешь расстояние до них".

СЛУХ В ПОМОЩЬ. Хороший слух помогает женщине ориентироваться среди городской суеты и спокойно переходить дорогу. "Благо, есть специальные светофоры со звуковым сигналом в городе, и я не боюсь переходить дорогу. Если мне случилось идти с работы домой одной, я знаю, сколько мне нужно сделать шагов, а потом сделать поворот, и я прихожу точно, куда мне надо". Кстати, неправильно считать ослепших людей не такими, как все. Они так же, как и остальные, заводят семьи, воспитывают детей и трудятся на работе. У Людмилы Феофановой две взрослые дочери и внук.

Реклама

"Мы живем все вместе, дети мне помогают. Работаю в городской организации Украинского общества слепых — там собираю розетки и вилки. Мы уже приспособились к слепоте, а в нашем обществе помогаем тем, кто сейчас теряет зрение. Мы помогаем понять, как жить без зрения. Вот вы чай наливаете на столе, а мы над раковиной. Если я жарю котлеты или рыбу, то чтобы перевернуть, я выключаю газ — остыло, перевернула, и опять жарим. Если хочу сварить макароны, беру дуршлаг, насыпаю туда макарон, ставлю в кастрюлю и варю. Сварилось — сразу подняла, смыла, и можно есть, не нужно лезть руками или ложкой. Это и зрячему поможет, кстати", — рассказывает свои секреты Людмила Анатольевна.

Вместе с семьей. Родные поддерживают Людмилу Анатольевну и помогают ей по дому. Фото из архива Л. Феофановой

Реклама

НЕЧЕГО ЧИТАТЬ. Людмиле Феофановой стоит отдать должное женщине — несмотря на то, что она слепа, на жизнь не жалуется, однако отмечает, что проблемы слепых в последнее время никак не решаются, а помощи от государства живущие в темноте не ждут. По словам женщины, на деле, кроме "говорящих" светофоров, в городе нет ничего для людей, лишенных зрения.

"В тех же книжных магазинах нет специальных книг для слепых, написанных шрифтом Брайля. А ведь вся информация к нам идет через книги. Неприятно, когда врач говорит: а что вам — включите телевизор и слушайте. Но ничего интересного вы не почерпнете оттуда, потому что телевизор это картинка, а не звук. Все книги и журналы зачитали до дыр, хотелось бы, чтобы для инвалидов было место в поликлиниках, чтобы не за свой счет все это делать, ведь лечимся мы за свои деньги. И когда нам дают путевку на одного в санаторий, встает вопрос: а как инвалид первой группы поедет в санаторий один? Он ничего не видит, его же никто в санатории обслуживать не будет. А вообще мы настроены бодро и стараемся оградить себя от тяжелых мыслей. Жаль, что забыли о слепых, сейчас больше взялись за ДЦП, им оказывают помощь, хотя бы медицинскую".

НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ: "СЛЕПОГО" ЖАЛЕЛИ И ВЕЛИ ПОД РУКИ

Мы решили проверить, насколько сложно передвигаться в городе человеку, лишенному зрения, и готовы ли горожане проявить доброту и помочь слепцу.

Надев темные очки и притворившись инвалидом по зрению, мы вышли на улицы города Симферополя. Сразу стало ясно, что человек, шагающий по улице неуверенным шагом, не вызывал у прохожих интереса — все старались обойти и не столкнуться со слепым парнем. Но на просьбу объяснить, куда идти или помочь спуститься по ступенькам, из 20 человек лишь трое отказали. Остальные, хотя и спешили по своим делам, останавливались и предлагали руку помощи.

Первой "спасительницей" стала девушка-иностранка, плохо разговаривающая по-русски, однако на ломаном языке пыталась объяснить "слепому" дорогу. Пожилой мужчина сразу спросил, как помочь, и сам предложил перевести через дорогу. Для убедительности, наш корреспондент и на самом деле плотно закрыл глаза, чтобы вжиться в образ, и ухитрился врезаться в фонарный столб. Его проводник заволновался и стал извиняться, что недосмотрел.

По легенде нам надо было попасть на центральную улицу Кирова, и что интересно, некоторые из горожан, которые сами не знали, где она расположена, останавливали с этим вопросом других прохожих, чтобы помочь незрячему парню! А отовсюду слышались жалостливые фразы: "Как жалко! Такой молодой, а слеп".

Приятный вывод эксперимента — людям не все равно, понимание и сочувствие есть в сердце каждого.

ГЛАУКОМА ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ

Глаукома может возникнуть в любом возрасте, начиная с рождения, но распространенность заболевания значительно увеличивается в пожилом возрасте. Главный офтальмолог Министерства здравоохранения АРК Любовь Ярышева рассказывает, что глаукома — болезнь коварная, и часто передается по наследству.

"Нужно проверяться людям, у которых родственники страдают глаукомой. Это хроническое заболевание, при котором можно окончательно потерять зрение. Симптомы — когда вы смотрите на свет, перед глазами появляются цветные пятна". Медик объясняет, что когда болезнь сопровождается болями, это даже хорошо — ведь тогда пациент приходит в поликлинику сразу, и врачи успевают спасти зрение. "Ведь люди не обращаются и окончательно слепнут. Можно разрешить проблему — сделать операцию, но человек потеряет 20% от былого зрения. Плюс операции — зрение не будет ухудшаться", — говорит Любовь Ярышева.