Жизнь заключенных на Донбассе: голод, жестокие избиения и побеги на войну

22 июля 2015, 09:04
На оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей находятся около 30 учреждений пенитенциарной системы, в которых на момент начала военной операции пребывало 17 тысяч человек

Колонии. Всего на оккупированных территориях около 30 учреждений. Фото: С. Николаев

На днях из Краснолиманского изолятора временного содержания Донецкой области сбежали шестеро заключенных. Через два дня в результате объявленного милицией плана "Перехват" все беглецы были задержаны. Для конфликтующего Донбасса сбежавшие заключенные — не редкость. В оккупированных городах ситуация в тюрьмах порой ужасающая: заключенные в так называемой "ДНР" могут получить свободу в обмен на участие в боевых действиях, а те, кто вышел по закону, могут снова оказаться преступниками.

НА ФРОНТ. Захватив прошлым летом колонии, боевики предоставили заключенным выбор: либо обратно за решетку, либо воевать на стороне самопровозглашенной "ДНР". "При этом боевики ввели правила российской системы исполнения наказаний в так называемой "ДНР". Заключенные эту систему не любят, она жестче украинской. Если в Украине многочисленные правозащитники и журналисты постоянно наведываются в тюрьмы, проверяют состояние заключенных, а наркозависимые сидельцы получают заместительную терапию, то в российской системе исполнения наказаний этого почти и нет", — рассказал "Сегодня" сотрудник управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Донецкой области Евгений (имя изменено. — Авт.). По признанию самих участников бандформирований, рядом с ними служат рецидивисты с пятью-шестью "ходками" как местные, так и российские.

Реклама

УБИВАЮТ И УБЕГАЮТ. На оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей находятся около 30 учреждений пенитенциарной системы, в которых на момент начала военной операции находилось 17 тысяч человек. Сколько их сейчас — в ведомстве затрудняются сказать. Официальных данных у Украины нет, информацию о жизни заключенных передает родня. "Условия содержания и питание, мягко говоря, не очень, — поделилась Татьяна, чей муж отбывает срок в одной из ИК на оккупированной территории. — Говорит, что помогает продуктами Красный Крест, я что-то передаю, другие родственники тоже. Тем и живут. Наркотики им чаще стали перебрасывать, раньше такого не было, пресекалось строго".

По словам родных, в исправительных колониях и СИЗО содержатся как осужденные еще несколько лет назад, так и задержанные совсем недавно. "Сажают за разбой, грабежи, убийства. Естественно по "уголовному кодексу "ДНР", — говорит супруга осужденного. Коротая срок, заключенные в некоторых исправительных учреждениях занимаются ремонтом военной техники, строительством.

Поскольку многие колонии находятся в зоне обстрелов, несколько осужденных уже не раз сбегали из мест заключения. Так, зимой из колонии №23 в поселке Чернухино Луганской области во время боев, спасаясь от обстрелов и разрушений, сбежали 340 заключенных. Вскоре 83 человека вернулись, не в силах выжить зимой без еды и жилья, а также предпочитая отбыть срок до конца, а не провести остаток жизни в бегах. Значительная часть осужденных добралась до украинских блокпостов, где их появление задокументировали и передали людей в соответствующие учреждения Артемовска. Убегают и сейчас. Так, в Горловке, по сообщению местных жителей, из СИЗО сбежали двое арестованных. "Попросились в туалет, пока шли — напали и убили конвоира и убежали", — рассказал горловчанин Александр Новиков.

Реклама

СИЗО №5. Следственный изолятор №5 в Донецке также не пустует. Тут и уголовные преступники, и местные предприниматели, с которых требуют выкуп. "Есть несколько молодых парней, которых подозревают в том что они — пособники украинской армии. Пара угонщиков автомобилей сидит, нарушители комендантского часа — это если по мелочи. Есть по "тяжелым" статьям, но они отдельно, — рассказал "Сегодня" бывший сиделец Дмитрий. — По вечерам боевики устраивают себе "тренировку", избивая заключенных без причин. Это уже у них как традиция. Самый маленький срок пребывания — один месяц, это административный арест. За что? Да за что угодно, может, даже с целью профилактики".

Также, по сообщениям дончан, в СИЗО №5 содержались российские казаки, у которых зимой вспыхнул конфликт с местными боевиками и их российскими кураторами. "Обвинения идут по "уголовному кодексу ДНР", и бывший рецидивист по украинскому УК может радоваться, что его в "ДНР" будут судить как "первохода", — отмечает Дмитрий.

Справка УДО от "ДНР" — недействительна

Реклама

В управлении Государственной пенитенциарной службы Украины в Донецкой области признают: получить информацию о ситуации в исправительных учреждениях официальным путем практически невозможно, и приходится добывать ее по крупицам.

"Мы знаем, что осужденных освобождают условно-досрочно, в том числе тех, кто был осужден еще до начала боевых действий на Донбассе, по Уголовному кодексу Украины. Но справку об освобождении им дают с печатью "ДНР". Она недействительна нигде, и по украинским законам эти люди считаются сбежавшими, — рассказал "Сегодня" специалист по связям с общественностью ГПтСУ в Донецкой области Павел Краморов. — Поэтому освободившиеся прибывают к нам, проходя все блокпосты, и становятся на учет в органах внутренних дел. Сейчас мы вместе с прокуратурой и Министерством юстиции прорабатываем вопрос "легализации" таких бывших заключенных — ведь мы можем подтвердить только факт отбытия наказания на подконтрольной территории. А как его освободили по УДО, за хорошее поведение, или просто боевики выпустили всех подряд — выясняем в суде".