Айвазовский в Харькове писал Европу, Семирадский изучал насекомых

14 июля 2008, 11:41
В XIX веке Харьков приютил известного мариниста Ивана Айвазовского во время крымско-турецкой войны и стал отправной точкой в карьере живописца Генриха Семирадского.

"В лавке гробовщика". Картина Семирадского из Художественного музея, фото О.Якушко

Айвазовский в нашем городе вспоминал о минувшей любви, а о жизни Семирадского сегодня напоминает улица Семиградская в районе Сабуровой дачи.

Айвазовский приехал в наш город осенью 1854 вместе с детьми, женой и мамой-старушкой. По сути, он пережидал в Харькове крымско-турецкую войну. "Айвазовский не хотел из Феодосии выбираться. И только когда осколком ядра убило его слугу Архипа, власти приморского города настояли на выезде живописца", — рассказала "Сегодня" завотделом художественного музея Ольга Денисенко. В Харькове Айвазовского приняли очень тепло. Художник вспоминал: "Мы остановились в Харькове как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни. Нас все ласкают, как в своем городе".

Реклама

Один из местных художников помог снять Айвазовскому комнаты в доме статского советника Калиниченко на улице Екатеринославской (сегодня Полтавский Шлях) — к сожалению, дом до нынешних дней не сохранился. Кроме того, живописец гостил и у Валериана Квитки, племянника писателя Квитки-Основьяненко, в его имении на Основе.

Сколько точно работ написал Айвазовский за год пребывания в Харькове, неизвестно, отмечает Ольга Денисенко. В харьковских газетах того времени упоминают 25 картин, а всего с 1854 по 1855 художник написал около 40 полотен. Часть "харьковских" работ Айвазовский отдал на благотворительность — средства, вырученные за полотна, шли на лечение раненых в крымско-турецкой войне. Несколько работ купил известный слобожанский меценат Алферов, который потом передал свою коллекцию Императорскому университету. Сегодня четыре полотна кисти Айвазовского из собрания Алферова — "Венеция со стороны Лидо", "Амстердам", "После бури", "Ночь в Амальфе" — находятся в нашем художественном музее.

Примечательно, что в Харькове Айвазовский писал не местные красоты, а вспоминал свое путешествие в Европу. В 1837 его командировали как лучшего выпускника Петербуржской художественной академии за границу. К слову, из Петербурга в дорогу Айвазовского провожал его друг и сосед по комнате Тарас Шевченко, рассказала "Сегодня" Ольга Денисенко. Первым делом художник посетил Венецию. Там он увиделся с родным братом Габриэлем, который принял постриг в армянском монастыре. Там же, в Венеции Айвазовский встречался с самой известной в те годы итальянской балериной Марией Тальони, в которую был влюблен. Ее-то художник и запечатлел на полотне "Венеция со стороны Лидо". "Свесив руку в воду, прекрасная темноволосая женщина лежит в гондоле. А рядом с нею — с мольбертом в руках и в своей знаменитой шапочке — Айвазовский изобразил себя. Так он воплотил мечту — хоть на полотне быть рядом с любимой", — рассказала нам Ольга Денисенко.

Реклама

СЕМИРАДСКИЙ. О 20-летнем пребывании в Харькове Генриха Семирадского сегодня напоминает улица, переулок и въезд Семиградский в районе Сабуровой дачи — когда-то на их месте было имение семьи живописца. "Не раз говорили на топонимических комиссиях о лишней букве в названии улицы. Но ошибку до сих пор так и не исправили", — говорит Ольга Денисенко. Художник родился в селе Новобелгород (сегодня Печенеги) под Харьковом в 1843 в семье польских дворян. Его отец Ипполит Семирадский лет двадцать был старостой католического костела, который и по сей день находится на улице Гоголя. Учился Генрих Семирадский во второй мужской гимназии, а рисованию его обучал гимназический учитель Дмитрий Безперчий, ученик Карла Брюллова. Со своим первым учителем Семирадский переписывался всю жизнь. В 1860 по настоянию отца Генрих поступил в Харьковский университет на физмат, а спустя 4 года получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". В 1864 Генрих поступает в Петербургскую художественную академию.

В 1870 году Семирадский в последний раз наведывается в Харьков, чтобы продать родительское поместье. Его отец вышел на пенсию в чине генерала и переехал на родину в Варшаву. Самого художника ожидала шестилетняя работа в Мюнхене, Флоренции и Риме по направлению и за счет Академии художеств. В свой последний визит в наш город Семирадский продает директору художественной школы Марии Раевской-Ивановой свою картину "Оргия блестящих времен цезаризма", которую и сегодня можно увидеть в нашем художественном музее. Кроме нее в музее находится одна из первых картин Семирадского "В лавке гробовщика". А еще работа "Исаврийские пираты продают свою добычу", известная как "Корсары". Картина эта попала в харьковский музей в 1926 году, второй ее вариант сейчас находится в Польше. В 2000 году "Корсаров" возили в Печенеги, где картину выставляли в местной школе. Охранники, оберегавшие шедевр, рассказывали, что под конец рабочего дня к дверям школы, бывало, приходили бородатые механизаторы в телогрейках и просились на выставку: "Хлопци! Ну открыйте, мы ж цилый день в поли, дайте ж на пиратив подивыться".