Актеры Муздрамы верят в сны, понимают пьяниц и не позволяют герою завладеть собой

10 ноября 2013, 07:42
"Сегодня" проникла в творческую лабораторию Донецкого музыкально-драматического театра

На репетиции. Труппа Донецкого драмтеатра изучает тексты своих ролей в спектакле «Слепой». Фото: Д. Филенко

Актеры Донецкого музыкально-драматического театра готовят представить на суд публики новый спектакль по мотивам поэмы Тараса Шевченко "Слепой", повествующий об истории украинского казачества. Корреспонденту "Сегодня" удалось побывать на первой репетиции будущей постановки и узнать некоторые секреты актерского искусства из первых уст.

БЕЗ РЕЦЕПТА. Первая репетиция нового спектакля проходит в тот же день, когда режиссер раздает актерам тексты с их ролями. По словам заслуженного артиста Украины Виктора Жданова, узнать, кто есть кто в премьерной постановке — волнительное событие для каждого лицедея.

Реклама

"Я никогда не читаю первоисточник, пока не получу свою роль и не узнаю установки режиссера, акценты, которые он расставляет. Потому что я могу представить себе одно, режиссер будет говорить другое, и у нас выйдет конфликт. Сначала я услышу его мнение, а потом, если нужно, буду спорить и отстаивать свою точку зрения. Так я работаю", — пояснил актер. И добавил: нет универсального рецепта подготовки к той или иной роли, потому как каждый образ неповторим. "Никто из маститых актеров Москвы, Европы, не работает по какому-то шаблону, — подчеркнул Жданов. — Идти по накатанному сценарию или заветам Станиславского здесь невозможно".

В то же время лицедей муздрамы добавил, что самое важное в работе любого актера — соблюдать тонкую грань между вымыслом и реальностью, и не позволять какому-то одному образу полностью овладеть твоим естеством. "В своей работе я не дохожу до пограничного состояния, ведь это очень опасно. Я учусь у хороших артистов — Леонова, Евстегнеева, Янковского. Они не пересекали эту грань, потому что вокруг артиста всегда присутствуют зрители, и отчебучить что-нибудь на сцене это уже какая-то болезнь, — пояснил Жданов. — По фильмам Тарковского вы знаете, что люди, уходя в образы, не возвращались, и образ становился их вторым "я". Этого лучше не делать и разделять реальность и вымысел". В "Слепом" Виктору Жданову досталась роль Недобитого — старого мудрого казака.

НИКАКОЙ ОТСЕБЯТИНЫ. "Сегодня" оставила заслуженного артиста наедине со своей ролью и пообщалась с актрисой Анной Якубовской-Васиной, которая также получила работу в готовящейся постановке. Ей досталась роль Ярины — девушки, которая дождалась своего жениха, — казака Степана из турецкого плена, где враги ослепили его. И не просто дождалась, но и вышла за слепого замуж.

Реклама

Актриса призналась, что к каждой новой роли подходит ответственно. "Я всегда пытаюсь сделать своего персонажа разносторонним. Думаю, что неправильно видеть что-то одно — исключительно хорошее или плохое. Нужно смотреть на свой образ объективно, чтобы он был интересен, как и каждый человек интересен, когда он многогранен", — делится Анна.

Актриса вспомнила, что когда играла роль Эллочки-Людоедки в постановке "Бриллиантовый дым" по мотивам романа "12 стульев", то старалась изобразить не только избалованную молодую особу со словарным запасом в 30 слов, но и человека того времени со своими желаниями и чаяниями.

Однако отсебятины на сцене она как профессиональная актриса себе не позволяет. "В некоторых театрах за это штрафуют, — рассказывает Якубовская-Васина. — Но есть спектакли, где режиссер умышленно разрешает импровизировать, если это будет интересно зрителю и не пойдет вразрез с сюжетом. В основном, это комедии, там еще можно подурачиться, а в серьезных постановках все строго по тексту".

Реклама

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ. Зубрежка текста роли для опытного актера — дело пустяковое. "Нужно не просто выучить текст, а сделать его своим — проговаривать его, не задумываясь, жить в нем и импровизировать", — открывает тайны работы над ролью актриса. По секрету Анна рассказала нам, что особо значение в своей работе придает знакам судьбы и собственным ощущениям. "Мне снятся вещие сны, — говорит Якубовская-Васина. — Например, когда мы работаем над спектаклем в двух составах, режиссер до последнего не говорит, кто выйдет на премьеру. Но во сне мне всегда приходит эта информация, и я заранее уже знаю, кто со мной будет на сцене".

Высшим пилотажем в лицедействе Анна Якубовская-Васина считает изображение актером человеческих недугов. "Если актер играет глухого, он должен на сцене научиться не реагировать на посторонние звуки, чтобы создалось полное ощущение правдивости происходящего, — говорит актриса. — Если герой актера слепой, как в нашей постановке, он должен сделать свой взгляд неподвижным, чтобы зрители ему поверили, а над этим нужно работать". Это предстоит сделать актеру Максиму Селиванову, которому досталась роль незрячего Степана.

ХМЕЛЬНЫЕ РОЛИ ИГРАЮТ ТРЕЗВЫМИ

Виктор Жданов рассказал "Сегодня", что ему довольно сложно играть гуляк. "Раньше я играл пьяных, не особо задумываясь над их внутренним миром. А теперь понимаю, что таких людей играть очень трудно, потому что степень опьянения разная, и каждый раз такая роль становится вызовом для меня".

Но выйти к зрителю, приняв лишние сто граммов, — не в актерских правилах. "Выходя на сцену навеселе, кажется, что ты играешь на все сто процентов, а на самом деле выглядишь жалко и нелепо", — говорит Анна Якубовская-Васина.