Александр Хримли: Необходима широкая дискуссия о дальнейшем развитии системы админсудов

20 августа 2014, 14:45

Прежде чем начать говорить о реформировании системы административных судов наверное сначала необходимо обратиться к истории, а именно истории создания этой системы.

Национальная школа судей Украины достаточно часто приглашает меня для проведения занятий с судьями. Во время одного из занятий я был сильно удивлен тому, что многие молодые судьи не знают историю создания административной юстиции. Всем известно, что первым председателем Высшего административного суда Украины был Пасенюк Александр Михайлович. Меньше известно, что вдохновителем и организатором создания системы административных судов был первый заместитель председателя Верховного суда Украины Владимир Сергеевич Стефанюк, который, к величайшему сожалению, не дожил до открытия ВАСУ.

Реклама

Считаю, его отцом-основателем системы административных судов. Непререкаемый авторитет позволил Владимиру Сергеевичу обосновать необходимость создания административной юстиции. Он лично занимался подбором первых девяти судей ВАСУ, избранных Верховной Радой 11 декабря 2003 года. После этого, только через год, в конце 2004 года указом Президента Украины председателем ВАСУ был назначен Пасенюк А.М.

Кодекс административного судопроизводства Украины вступил в силу с 1 сентября 2005 года. В конце 2005 года Верховная Рада Украины избрала нескольких судей в апелляционные административные суды. В марте 2006 года были избраны 7 первых судей окружных судов. И я в их числе.

Становление этой системы происходило не только на моих глазах, но и с личным участием. Хорошо помню, что с момента создания системы административных судов и по настоящее время эта система постоянно находится под угрозой ликвидации. Те или иные политики, политические силы время от времени реанимируют то вопросы ликвидации Высшего административного суда Украины, то ликвидации апелляционных судов.

Реклама

В настоящее время дискутируется вопрос о ликвидации Высшего административного суда Украины. Практически одновременно с этой идеей возникла диаметрально противоположная. Совет судей административных судов Украины предлагает разделить судебную систему на суды общей юрисдикции и административные суды. Высшим судебным органом в системе админсудов  Совет судей видит Верховный административный суд Украины. Таким образом существуют две противоположные позиции. При этом у законодателя очень непростая задача.

Много лет назад в своей кандидатской диссертации я акцентировал внимание на мнение д.ю.н. Зельдиной Е.Р. о том, что правотворческий процесс требует соблюдения ряда условий. Это в первую очередь правильный выбор цели,  которая должна быть достигнута в случае принятия данной нормы права. Также важен правильный выбор правовых средств, поскольку для достижения цели нужны адекватные средства.

Прежде чем начать двигаться в сторону какой-либо из указанных позиций, законодатель должен понимать, что административные суды – это судебная инстанция. Ее обязанность – защищать права граждан, нарушенные органами государственной власти. Админсуды – важнейший элемент контроля за действиями власти.

Реклама

Профессиональные судьи, научные работники и международные эксперты должны провести по этому поводу очень широкую и емкую дискуссию.