В Крыму финиширует первый в истории Украины пробег электромобилей

15 августа 2013, 08:48
Эководители экономят на бензине, но должны платить ГАИ за несуществующий выхлоп

Отечественный электромобиль. «Электра-2», собранная вручную, полностью из нержавейки, она разгоняется до 160 км/ч. Фото: А. Керменчикли

Завтра финиширует первый в истории Украины многодневный пробег электромобилей. Колонна из семи экомашин, собранных вручную, стартовала в Симферополе и через Алушту, Ялту и Севастополь должна доехать до Евпатории — без малого 300 км.

Организатор мероприятия Михаил Демурия говорит, что для многих машин полуостров стал испытанием на прочность. "Мы проехали Алушту и Ялту, переделанные электроагрегаты из Украины, где в принципе равнина, при прохождении перевалов начали греться, как их бензиновые "собратья". Но теперь эта проблема взята на заметку и после пробега, умельцы будут усиливать охлаждение двигателей. Были мы уже и в Севастополе — выступали с лекциями. Заехали в Николаевку на гелиостанцию. Двигаемся со средней скоростью 60 км/ч и проходим около 50 км за день. Заряжаемся ночью в местных отделениях ОСОУ".

Реклама

Колонна могла бы проехать и большее расстояние, говорят организаторы, но в ней есть машины, предназначенные исключительно для прогулок или работы в теплице, — так что для них это уже супермарафон.

Кстати, рекорд Украины на дальность с одним зарядом принадлежит электромобилю китайского производства — 358 км. Автор этого достижения — водитель-испытатель Евгений Гудащан. Он также участвует в пробеге и говорит, что мог бы проехать на "китайце" и дальше: "У машины остался заряд еще на 30 км — я просто устал и дальше не хотел ехать. Такая стоит около 60 тыс. долларов, ее уже запустили в серийное производство, но в Украине еще не продают". Отечественные аналоги значительно дешевле.

Так, 75-летний Валентин Гербштейн из Киева уже создал свой второй электромобиль "Электра-2". Машина для двоих собрана из нержавейки, проезжает на одном заряде около 120 км и развивает скорость 160 км/ч.

Реклама

"Уже четыре года не могу зарегистрировать ее в ГАИ. Езжу только благодаря уважению к изобретению со стороны милиционеров. Для того, чтобы мне зарегистрировать транспорт, нужно около 15 тыс. грн и... 1506 грн, чтобы "учесть" выхлоп, который здесь отсутствует! Представляете?"

 

"Грузовичок" на 600 кг крымской сборки для теплиц. Фото: А. Керменчикли

Реклама

"Славута" под названием "Голубая мечта" Вячеслава Полтовца из Днепропетровска уже оформлена. Она установила первый рекорд Украины по продолжительности путешествия — 890 км за три дня.

"Основная проблема заключается в отсутствии электрозаправок, когда ты можешь заехать, пообедать и получить полный заряд для себя и авто. А так для разрядившихся аккумуляторов нужно около 6 часов. Чтобы переоборудовать машину потратили около 11 тыс. долларов, но она скоро окупится, потому что за 900 км пути потратили менее 40 грн, когда на бензин пришлось бы потратить тысячу".

ЭКСПЕРТ: ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА НЕ ИССЯКНЕТ

Наиболее активно из альтернативных и неиссякаемых источников энергии на полуострове используются солнечные и ветровые электростанции. Только за прошлый год они выработали 350 млн кВт электроэнергии, что позволило сократить потребление природного газа на 80 млн кубометров.

На южном берегу Крыма действует около 50 локальных гелиостанций, как правило их используют пансионаты и малобюджетные базы отдыха. Зеркала коллекторов, поглощая солнечную энергию, нагревают воду в контуре. Так, гелиосистема, установленная на крышах трех-четырех обычных корпусов, позволяет полностью обеспечить горячей водой здравницу на 1—1,5 тыс. мест.

В поисках автономного источника тепла и света крымчане проявляют чудеса изобретательности. Так, в селе Янтарном, чтобы добраться до горячего ключа, пробурили скважину глубиной в 2,5 км. Воду, нагретую под землей до температуры 85 °С, под давлением 12 атмосфер закачивают из колодца в теплообменник. Энергии, которая выделяется при ее охлаждении, хватает, чтобы всю зиму отапливать поселок.

Фото: alternativa.info

А еще в советское время в колхозе "Украина" Кировского района по принципу теплового насоса получали энергию даже из парного молока! Но с сокращением поголовья стад этот способ стал неэффективен.

По мнению председателя Крымской ассоциации "Экология и мир" Виктора Тарасенко, для Крыма другого выбора быть не может, кроме использования альтернативных источников — ветроэнергетики, а также геотермальных и солнечных ресурсов: "Иные варианты, например АЭС — это не только экологический, но и экономический тупик. Мы находимся в зоне альпийской складчатости, которую лучше не трогать совсем, исходя из ее тектонических, сейсмических и динамических характеристик".

СОЛОМА ПОМОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ ГАЗ

Энергосберегающие технологии уже применяются на улицах Симферополя. По данным Рескомэнерго, 300 светодиоидных светильников мощностью от 60 до 120 Вт, помогли сэкономить за несколько месяцев 12 тыс. грн. Также всерьез рассматривают возможность использования в качестве биоэнергетических ресурсов солому: каждый год в Крыму сжигается 200 тыс. тонн соломы, из которой можно произвести 173 тыс. тонн пеллет, что эквивалентно использованию 79 млн кубометров природного газа.