Друг Ступки: "В него были тайно влюблены все парикмахерши"

25 июля 2012, 12:15
Львовские друзья говорят, что звездная болезнь совсем не коснулась актера – он никогда не забывал старых товарищей

Об очаровании и магнетизме Богдана Ступки его львовские друзья могут говорить часами. "Богдан Сильвестрович любил гулять по стометровке на тогдашней улице Академичной (теперь проспект Шевченко) с друзьями — ведущим львовского телевидения Романом Лемехой и Всеволодом Окпышем (теперь он дипломат, живет во Вьетнаме). Девушки одевались во все самое нарядное и сбегались на него посмотреть, познакомиться. В него были тайно влюблены все работницы знаменитого парикмахерского салона "Чародейка", в котором он стригся! Это они мне потом сами признались", – рассказывает Борис Кривко, с которым Богдан Ступка крепко сдружился.

Читайте начало: Ступка был одним из первых стиляг во Львове, танцевал рок-н-ролл и целовал девушек в нос

Реклама

А его жена Зиновия Петровна добавляет: "Богдан всегда был одет с иголочки: в отутюженной одежде, такой весь "выглянцеванный", в модной курточке. Хоть у всех тогда были скромные возможности, но его мама старалась, чтобы он всегда красиво выглядел. И тембр голоса у него был такой замечательный, по которому его всегда можно было узнать, даже не видя".

ВИДЕО: В театре имени Ивана Франко тысячи людей простились с Богданом Ступкой

Реклама

Друзья: "Он приезжал на встречи одноклассников и звал нас на спектакли"

Друзья говорят, что маэстро был душой компании и увлекательным рассказчиком: у него был дар рассказать интересно о, казалось бы, совсем будничной вещи. "Он всегда был в юморе, умел разрядить обстановку. Мы не видели его в плохом настроении, даже когда знали, что у него неприятности, — говорит Борис Степанович. — Его слово всегда было своевременным, остроумным, это был человек высокого интеллекта и культуры. Будучи тяжело болен, он вел себя достойно: никому не жаловался, что у него что-то болит. Он вообще никогда никого не "грузил" своими проблемами. В прошлом году на 70-летнем юбилее он три часа вел программу в театре, а потом на банкете из 300 человек уделил внимание каждому гостю. Хотя, зная его былую активность и энергию, я видел, что он уже не был таким, как раньше...".

Читайте также: Проститься со Ступкой люди приезжали со всей Украины и за последние деньги

Реклама

Львовские друзья. Помянули друга в церкви Святой Троицы. Фото А. Харченко

О небывалой энергичности Ступки вспоминает и директор львовского театра имени Заньковецкой Андрей Мацяк (он был соседом по львовской квартире Богдана Ступки, а его уже покойный брат Юрий был одноклассником и лучшим другом артиста. Маэстро называл Андрея Мацяка своим учеником).

"Несколько лет назад на юбилее ведущего артиста театра Федора Стригуна мэтр целую ночь танцевал с нашими актрисами и работницами ресторана. А в шесть утра я его посадил на самолет до Москвы (он летел на съемки), и он при этом еще много шутил! Я был поражен, с одной стороны, его любовью и преданностью коллеге и партнеру по сцене, а с другой стороны, жертвенностью — будучи в солидном возрасте, так себя не жалеть! Люди, побывавшие хотя бы час-два в его компании, уже считали его своим лучшим другом. Он очаровывал своей аурой — любовью к людям, шутками, иронией".

ФОТО: Украина простилась с Богданом Ступкой

ФОТО: Как Ступку хоронили на Байковом кладбище

Львовские друзья в один голос говорят: звездная болезнь совсем не коснулась Ступки — он никогда не забывал своих старых товарищей. "Всегда находил хоть полчасика, как бы занят ни был", — говорит Борис Степанович. "Да, расскажи, как ты чуть на нью-йоркский самолет не опоздал: так душевно вы посидели в Киеве", — смеясь, напоминает мужу пани Зиновия. "Точно! Мы встретились у меня в номере отеля перед моей поездкой в командировку в Штаты, — расплывается в улыбке друг актера. — Я даже записную книжку тогда забыл, и в Америку прилетел без номеров телефонов, по которым собирался позвонить...".

"Да, Богдан был необыкновенно открытым, интеллигентным и добродушным человеком, — говорит Лидия Кузык. — Он и сам приезжал на встречи одноклассников, и нас приглашал на свои спектакли и праздники".

По традиции, ежегодно львовские друзья встречались с Богданом Сильвестровичем 27 августа на двойном празднике — в этот день отмечали день рождения его и мамы Марии Григорьевны (она умерла ровно пять лет назад, 23 июля, в 94 года). До последнего дня ее жизни одноклассники и их родные навещали маму актера: они были для нее как родные дочки и близкие подруги.

"Она была гостеприимная, прекрасная хозяйка, умела вести беседу. И все было у нее так интересно, — говорит Лидия Григорьевна. — Мама красиво пела, разбиралась в поэзии, любила театр и была первым критиком Богдана Сильвестровича, всегда сидела в первых рядах. Помню, после "Дяди Вани" журила его: почему ты держишь руки в кармане, ты же играешь дворянина! Правда, поначалу она была не согласна с его выбором профессии. Говорила: "Хватит нам в доме одного артиста" (отец звезды театра и кино пел в хоре львовского оперного). А он, сколько его помню, всегда мечтал о театре".

ВСТРЕТИЛ ЖЕНУ В ОПЕРЕ

Богдан Ступка вырос за кулисами Львовской оперы, где в хоре выступал его отец. Он сидел в первых рядах на репетициях, а известные артисты дарили ему конфетки. Он вспоминал, как маленьким боялся Квазимодо из балета "Эсмеральда". Здесь же познакомился со своей будущей женой, балериной Ларисой.

В ШКОЛЕ ПОЛУЧИЛ ЗНАЧОК "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"

28-я школа на улице Тютюнников (тогдашняя Немировича-Данченко), в которой учился Ступка, считалась аристократической, в нее ходили избранные дети и занимались серьезно. Будущий актер тоже учился прекрасно. В аттестате у него — только две "4", остальные — "5". Особенно любил литературу. За хорошую учебу в 9 классе его даже наградили значком "Готов к труду и обороне", о чем мы нашли запись в книге приказов за 5 ноября 1955 года.

СЧИТАЛ ЗВЕЗДЫ И САМ СТАЛ ЗВЕЗДОЙ

Влюбленному в театр Ступке подсказали, что при драмтеатре имени М. Заньковецкой набирают студию. Он туда записался и окончил в 20 лет. Правда, сразу после школы талантливый парень не пошел на сцену. Сначала трудился лаборантом при астрономической обсерватории, фотографировал звезды.

"ЕДИНИЧКА" ВО ЛЬВОВЕ И ОТЧИЙ ДОМ В СЕЛЕ

Фото А. Харченко

В доме на улице Тютюнников, 41 (та же улица, на которой находится школа), семья Ступки жила в скромной "единичке". Когда в 37 лет Богдан Сильвестрович переехал в Киев, в квартире оставалась жить его мама. Во время приездов во Львов здесь актер встречался с друзьями. А еще ездил в родительский дом в Куликове, где он родился, на вишню-черешню.