Антикризис по-харьковски

19 декабря 2008, 18:28
Покупатели выбивают у продавцов небывалые скидки, а кое-где вообще запретили произносить "кризис".

КВН-щики Глеб Тимошенко и Игорь Диденко бьют по кризису смехом и запрещают сотрудникам упоминать его всуе, фото www.dwatowarischa.com

Харьковчане учатся жить с кризисом. Кризис — тема номер один на рынках, в транспорте и на лавочке возле подъезда. Курс доллара, который в нашем городе "прыгает" выше, чем в столице, уже мало кого удивляет. Некоторые вообще начал зарабатывать на кризисе. "Сегодня" выяснила, кто и как борется с "трудными временами".

На харьковских рынках заметно опустели ряды. Самый большой базар страны у станции метро "Барабашово", который ежедневно посещали тысячи покупателей, сейчас как будто застыл. Продавцы выходят на работу не в семь утра, как раньше, ведь покупателей все равно немного, поэтому не отказывают себе в удовольствии опоздать на полчасика. Продать обувь и одежду сейчас сложно, на пике популярности — только шапки, носки и перчатки. С наступлением холодов покупать их стали лучше. Но поскольку все товары привозные — цены на рынке нестабильны. Продавцы готовы уступать по-крупному. А в рядах, где торгуют шубами и дубленками, покупатели при деньгах на вес золота. Первоначальная стоимость дубленки за 4500 гривен "тает" на глазах. "Если возьмете, уступим хорошо. Если платите долларами, выйдет дешевле", — говорит продавец верхней одежды Илья. Тем, на кого не подействовало, предлагают распродажу "без примерки" и новогодние мегаскидки. Минимум сторговать вчера удалось 10 гривен на шапках, максимум — 500 — на шубе.

Реклама

Бросовые цены из-за кризиса обещают и хозяева свадебных платьев — здесь клиентов вообще нет. Продавцы признаются, что готовы на любые скидки и обещают самые выгодные предложения: к платьям прилагают перчатки, фату и даже бижутерию. Правда, эти бонусы все равно никому не нужны. "Обычно зимой несколько платьев в день покупали. Сейчас ходим только для того, чтобы вынести манекены, а вечером — занести", — сетует Марина.

В кризис харьковчане научились зарабатывать на курсе валют. На окраине города, где курс ниже, валюту покупают, а в центре, где выше, продают. "Так удобно зарабатывать на разнице курсов", — признался нам завсегдатай обменки на Полтавском шляхе Владимир Анисимов. По его словам, месяц назад он остался без работы, получил выходное пособие и впервые решил на нем заработать. Вместо того чтобы сидеть дома, теперь курсирует между обменными пунктами: на Полтавском покупает доллар, а на пл. Конституции продает. Таким образом зарабатывает до пятисот гривен в день. Перед Новым годом надеется заработать на подарки жене и детям.

В ТО "Два товарища" кризис бьют юмором. "Сделали смешные цены на наши услуги, смешные зарплаты сотрудникам, — рассказал нам Глеб Тимошенко. — Слово "Кризис" вообще не употребляем, вычеркнули его из лексикона, говорим "особое время" или "необычная ситуация".

Реклама

ПОДБИРАЮТ ЛУЧШИХ РАБОТНИКОВ ИЗ-ЗА БОРТА
Кризис — хорошая возможность набрать сотрудников, говорят работодатели. "Сейчас у нас есть возможность набрать лучших сотрудников за небольшие деньги, чтоб в конце следующего года запустить новый медиапроект", — рассказал "Сегодня" Валентин Михилев. Даже КП "Жилкомсервис" надеется укомлектовать в кризис штат дворников — раньше это было проблемой.

ЗАРАБАТЫВАЕТ НА КРИЗИСЕ СТАРЫМ ДИПЛОМОМ
Харьковчанка Валентина Мартыненко почувствовала кризис еще в октябре. Она работала помощником директора в небольшой фирме. Сначала фирма не смогла заплатить сотрудникам за октябрь, потом и вовсе было принято решение сократить штат. Валентина попала под сокращение. "Я была подавлена и очень расстроена. На следующий день стала думать, что делать. У меня образование психолога. И я поняла, что сейчас то время, когда людям нужна моя поддержка, сейчас создаю фирму помощи безработным. Психологические, юридические консультации сейчас нужны многим. Пока, конечно, людей немного, но ведь понятно, что кризис раньше следующей осени не закончится. Плату беру практически символическую".

Выиграли от кризиса и постоянные клиенты парикмахерских салонов: чтобы не потерять клиентов, цирюльни снизили цены. "Многие стали экономить на красоте, количество маникюров вообще снизилось в несколько раз, — рассказала хозяйка салона Ирина Малько. — Мы обзвонили всех своих клиентов и пообещали солидную новогоднюю скидку в 30%. Будем жертвовать своими деньгами, чтобы сохранить клиентов".

Реклама

Лина Полишко, Александр Пасюта