Архитектурные скандалы в Харькове: боролись против храма и торговых центров

21 февраля 2017, 14:54
Местным жителям не понравились памятники и золотые купола

В Харькове архитектура стала камнем преткновения. Фото: wikigogo.org

Харьковчане продолжают выступать против возведения на площади Свободы 86-метровой колонны, увенчанной ангелом. Напомним, людей возмутило решение жюри блиц-конкурса, согласно которому место Ленина должна занять новая скульптура. После оглашения результатов горожане подали петицию, в которой высказали свое мнение, уверяя, что скульптура не вписывается в архитектурный ансамбль площади, а организаторы забыли узнать мнение обычных харьковчан.

Негодование было не только словесным: под петицией против установки памятника меньше чем за неделю подписались 5000 человек, кроме того, активисты подали иск в суд. Вместе с этим появилась и другая петиция — за отставку главного архитектора Харькова Сергея Чечельницкого, под которой уже оставили больше 3800 подписей. Но это не первый громкий архитектурный скандал в городе. "Сегодня" вспомнила о возведении объектов, которые вызывали бурную реакцию харьковчан.

Реклама

Исследователь истории Андрей Парамонов вспоминает: больше десяти лет назад ценители старины протестовали против золочения куполов на Покровском соборе, чтобы сохранить его исторический облик, поскольку изначально купола не были позолоченными. В советские годы выйти на акции протеста было немыслимо, особенно в первые годы советской власти, когда объекты строили под надзором НКВД. Тем не менее завкафедрой ХНУСА Екатерина Черкасова рассказывает, что архитектурные конкурсы вызывали дискуссии и широкое обсуждение в прессе, например конкурсы на строительство Госпрома, театра массового музыкального действа (планировали построить возле Зеркальной струи) и Главпочтамта.

ТРЦ на ул. Сумской: спасали остатки древности

В 2008-м харьковчане выступали против строительства ТРЦ Ave Plaza на улице Сумской, 10. Людей возмущало то, что бетонную семиэтажку решили возвести в историческом центре города рядом с памятниками архитектуры. Более того, на месте строительства археологи обнаружили культурные пласты времен Харьковской крепости (XVII—XVIII веков). Активные горожане создали комитет спасения крепости. К счастью, археологи смогли исследовать этот участок.

Реклама

"Это был первый случай, когда застройщик, хоть и поздно, но все-таки обратился к нам для проведения раскопок. Котлован к нашему приезду уже выкопали, но в его стенках сохранились артефакты конца XVII века: остатки печи, посуда и монеты", — рассказала руководитель раскопок, историк Ирина Голубева.

Фото: kh.vgorode.ua

Реклама

На ул. Пушкинской: дома разрушили ночью

Неоднозначное отношение у харьковчан вызывает и строительство торгового центра в начале ул. Пушкинской. Кандидат архитектуры Екатерина Черкасова вспоминает: когда-то здесь стояли дореволюционные особняки, но в 1980-м из-за расчистки площадки под строительство большого ТЦ их снесли. Горожане были против, поэтому дома здесь разрушили в 4:00. Среди снесенных зданий был даже памятник архитектуры национального значения. Позже строительство ТЦ пытались остановить археологи, но все оказалось тщетно.

Фото: novobudovy.com

"Застройщики снесли и вывезли слой грунта, представляющий ценность. Когда нас пустили на территорию, там уже был вырыт котлован. Найти что-либо уже было невозможно, и никакой ответственности застройщики за свои действия не понесли", — рассказала археолог Ирина Голубева.

Восьмиэтажка в центре: испортила панораму

Строительство жилой восьмиэтажки на ул. Квитки-Основьяненко, 14, сопровождалось акциями протестов, блокированием спецтехники и судебными тяжбами. Участок же под ней имел археологическую ценность. "Раскопки здесь стали самыми масштабными в Харькове. Мы нашли большую коллекцию монет, много жилых и хозяйственных строений казацкого периода. Также впервые зафиксировали и исследовали культурный слой конца XIII — начала XIV столетий. Мы предполагали, что во времена Золотой Орды здесь были поселения, и именно раскопками мы смогли это подтвердить", — рассказала археолог Ирина Голубева. Вторит ей и кандидат архитектуры Екатерина Черкасова, уверяя, что застройщики нарушили закон об охране памятников, а новострой испортил историческую панораму центра.

Фото: domofoto.ru

Памятники: копия и обидные прозвища

Неоднозначным было отношение харьковчан к памятнику Независимости на Павловской площади и памятнику влюбленным у станции метро "Архитектора Бекетова". Первый часто критиковали архитекторы, называя одним из самых безвкусных в Украине. Даже автор скульптуры Александр Ридный признался: создавал его в спешке. Монумент простоял почти 11 лет, после чего его снесли.

Фото: wikigogo.org

Новый памятник Независимости на пл. Конституции — "Ника на шаре" — также пришелся по душе не всем. Многим фигура напоминает скульптуру в столице Киргизии. А в памятнике влюбленным харьковчанам не нравились худощавые фигуры парня и девушки, из-за чего их окрестили "влюбленными из Бухенвальда". На памятник часто покушались вандалы, тогда его и окружили бордюром из гранита и фонтаном.

Храм жен-мироносиц: история, протестные настроения и сломанный забор

Многие харьковчане были недовольны строительством храма святых Жен-Мироносиц возле Зеркальной струи. Жителей соседнего дома возмущало, что культовое сооружение заслонит их окна, потому они писали жалобы и обращались к нардепам. Активисты же ломали забор и взбирались на строительный кран. Освящение храма в 2014-м также сопровождалось протестными лозунгами: активисты с сине-желтыми флагами уверяли, что храм строят за деньги Александра Шишкина, российского политика и бизнесмена, члена Совета Федерации по обороне и безопасности, который голосовал за аннексию Крыма.

Фото: fotokto.ru

Мэр Геннадий Кернес называл возведение храма восстановлением исторического облика города, ведь до 1930-х в сквере находилась Мироносицкая церковь. Однако завкафедрой реконструкции, реставрации архитектурных объектов ХНУСА Екатерина Черкасова говорит, что новый храм на ту церковь не похож совершенно. Он построен в ином архитектурном стиле, да и воссоздать ее сложно, поскольку до наших дней сохранилось лишь немного фотографий старой церкви. Документальных материалов для восстановления недостаточно, также точно не известно, в каком именно месте находилась церковь.