Аркадий Львов трудится над четвертым томом "Двора" и мечтает о центре средиземноморской культуры

10 апреля 2014, 10:19
Одессит признается: будучи в Америке, никогда не переставал думать о родном городе

Аркадий Львов. Фото: dumskaya.net

"Сегодня" начинает готовить серию материалов о знаменитых горожанах, которые оказались за пределами родины и прославились на чужбине, но при этом не забывают своих корней. Один из таких людей — 87-летний Аркадий Львов, писатель, чья пропитанная одесским юмором проза переведена на десятки языков. Известность он получил еще в 1970-х, когда его писательский талант заметили в Москве, но по-настоящему раскрыться сумел лишь в эмиграции, где спасался от ложного обвинения КГБ в организации террористического заговора. Сейчас Львов живет в Нью-Йорке, но выкраивает свободные дни и приезжает в Одессу.

Аркадий Львов до сих пор глубоко переживает события почти 40-летней давности, когда, будучи на взлете своей популярности в СССР, с самыми теплыми рекомендациями от видных деятелей культуры вроде Валентина Катаева и Константина Симонова, вдруг узнал, что является главой сионистской подпольной организации и вынашивает планы свержения социалистической власти. "Тогда я как-то не осознавал всю серьезность положения. И по меньшим подозрениям можно было оказаться за решеткой на раз-два. Уже спустя годы я понял: меня фактически спасли. Известный театрал Михаил Водяной ходатайствовал за меня. Был такой генерал Агуненко. Он мне дал возможность просто покинуть родину", — рассказал "Сегодня" Аркадий Львов. К тому времени уже был опубликован первый том житейской саги об одесситах "Двор". В этой автобиографической книге Львов повествует о хитросплетениях судеб обитателей уютного двора на пересечении переулка Нечипуренко и улицы Троицкой, где прошло детство и юность Львова. Сам писатель называет роман своим главным достижением, хотя количество его рассказов, эссе, программ разговорного жанра перевалило за 9 тысяч. Нам он рассказал, что сейчас работает над четвертым томом романа. В нем идет речь о наших днях и жизни за рубежом. В будущем месяце Львов планирует вновь посетить любимый город, подгадать так, чтобы визит пришелся на день президентских выборов — он любит в дни голосований колесить по избирательным участкам и общаться с голосующими. "Иначе о том, что на самом деле думают горожане, не узнать. Происходящее сейчас в Украине мне не понятно, а каждая из сторон события трактует по своему. Чтобы сделать какие-то выводы, нужно самому все увидеть", — уверен он. А вот родной город, Львов видит центром средиземноморской культуры. "Было бы не правильно ограничивать такой уникальный город рамками отдельно взятой страны и ее культуры. Одесса — многонациональный полис и в культурном плане должна развиваться именно так", — полагает он. Он мечтает воплотить идею в жизнь и открыть в городе мультинациональный культурный центр.   

Реклама

ЭТАЛОН УЮТА. Аркадий Львов признается: будучи в Америке, никогда не переставал думать о родном городе. Много раз пытался вернуться, просил разрешения въехать как турист, но всякий раз получал отказ. "Я смог сюда попасть только в 1990 году, раньше даже речи об этом не могло быть. Даже будучи за границей, чувствовал прессинг со стороны КГБ", — вспоминает Львов. На вопрос о любимых местах в городе без остановки начинает перечислять названия улиц старой Одессы. "Преображенская — одна из моих самых любимых улиц, особенно ее участок в районе Тираспольской площади — там все мое детство прошло. Когда приезжаю, всегда отправляюсь на Приморский бульвар. Это самое красивое место в городе, до сих пор не испорченное новостроем, тихое и уютное. А в прибрежной зоне — это 12-я станция Большого Фонтана. Там у меня дача когда-то была... Я был во многих городах, живу в одном из самых крупных мировых центров, но считал и продолжаю считать исторический центр Одессы шедевром градостроительной мысли, эталоном уюта", — вздыхает Львов.

СНИМУТ ФИЛЬМ. Прозаик планирует закончить работу над художественным фильмом по его роману "Двор". Работы над сценарием начались еще несколько лет назад, но из-за семейной трагедии писатель был вынужден выйти из проекта. "Идея экранизации принадлежит моему близкому другу Петру Тодоровскому. Она мне понравилась. Я много времени уделял работе в проекте, но четыре года назад случилась беда — ушла из жизни моя супруга. Для меня это стало тяжелейшим ударом, из-за глубоких внутренних переживаний мне пришлось порвать с проектом. А в минувшем году не стало моего друга Тодоровского", — говорит Львов. По словам Львова, в этом сезоне известный театральный режиссер Иосиф Райхельгауз будет ставить пьесу "Одесский Двор". Не исключено, что ее премьера пройдет именно в Одессе. Однако точное время премьеры пока неизвестно. Многое зависит от развития политической ситуации в стране, признается Львов.