Армия колючек на балконе чемпиона

19 февраля 2009, 10:42
Ради хобби харьковчанин рисковал спортивной карьерой, перевозя через границу редкие семена растений.

Армия колючек на балконе чемпиона, фото А. Пасюты

Реклама

"Для начала попробуйте вот это, — кактусовод-любитель Олег Сорокин ловко вытащил из круглого кактуса розовый лепесточек. — Не бойтесь, съедобно и полезно. На вкус кисловато. — Весной, когда они все начнут просыпаться, зеленая масса покроется яркими цветами, съедобного будет больше. Можно даже использовать как приправу для салата".

С кактусами харьковчанин живет большую часть жизни, его увлечению уже почти сорок лет. "Я профессиональный спортсмен, семь раз становился чемпионом Украины по велоспорту, — рассказывает Олег Иванович. — Однажды на сборах в Сочи зашел в гости к одному человеку и там увидел, как мне тогда показалось, огромную коллекцию кактусов, восхитился, хозяин подарил несколько малышей в подарок. Вот так и началась моя кактусовая страсть. Но в 60-е у нас не продавали редких или необычных кактусов, вообще это все было сложно. Другое дело заграница — там уже было много магазинов, можно было найти необычные экземпляры. Ввозить эти растения в страну было строжайше запрещено. Тогда, если бы я вдруг на такое решился, мог просто лишиться места в сборной, на международные соревнования меня никто бы не взял".

СЕМЕНА И ЛАТЫНЬ. Выход нашелся: из заграничных магазинов Сорокин привозил семена, хотя и это было запрещено. Их он аккуратно прятал в своей одежде или же заказывал по почте, тогда семена насыпали просто в конверт. Часто они доходили адресату испорченными: письма просвечивали на почте и, обнаружив что-то подозрительное, давили содержимое бутылкой. "Так как другого выхода получить растение не было, возникла необходимость научиться выращивать это растение из семени. Конечно, придумывали различные способы, как его раздобыть. Книг соответствующих было не так много на русском языке, приходилось штудировать немецкую литературу, а заодно и возиться с латинским словарем. Так, кстати, благодаря увлечению я выучил мертвый язык. Сегодня и перевожу, и говорю на латыни".

Реклама

Коллеги-спортсмены часто подшучивали над харьковчанином, ведь в то время как они колесили на велосипеде по заграничному городу в поисках вожделенных шмоток, он пропадал в цветочных лавках. "Тогда меня стали называть в сборной Кактусом, но по-доброму. У нас в сборной был еще один человек, фанатично преданный своему хобби, и оно у него было не такое безобидное, как у меня. Мой друг коллекционировал змей. Дома у него был огромный террариум, и когда мы попадали на соревнования или сборы в центральную Азию, то он все свободное время проводил в пустыне. Садился утром на велосипед и отправлялся в неизвестном направлении, к вечеру возвращался. Однажды, помню, приволок двух маленьких кобр, размером с ладошку, потом старательно прятал их от начальства, вез в каких-то баночках. Так мы и возвращались домой: он — с кобрами, я — с кактусами".

Сначала колючие питомцы отвоевали у хозяина подоконник, потом их переселили за окно, когда же в коллекции завелась элита, растения редкие, капризные и прихотливые, хозяин отдал им весь балкон. Более того, сделал из него оранжерею. На полметра вывел большую полку с балкона, закрепил металлическими подпорками. Шутка ли, там должно было уместиться около сотни растений, общим весом 400 килограмм. Все это Сорокин накрыл навесом из специального оргстекла, обычное не подходит, так как не пропускает необходимый растению ультрафиолет.

СИЛЬНЫЙ НАРКОТИК Изюминка коллекции чемпиона — наркотические пието-содержащие растения, невзрачные на вид, гладкие, в форме старых пней. Растения использовались в Мексике многими шаманами племен для того, чтобы вводить в транс. "У Карлоса Кастанеды есть описания этих растений. У меня их несколько видов, достаточно редких, но они представляют исключительно коллекционный интерес. Чтобы получить вещество наркотического содержания из них, нужно чтобы растение прожило больше четверти века. У индейцев существовал культ растений — их просто так никто не употреблял. Только жрецы могли брать в целях анестезии, сохранилась литература об этих ритуалах. Там описывается что растения горькие на вкус, но после употребления начинали действовать на организм моментально. Это не сладостное у влечение, а мерзкий горький вкус в течении двух суток, у человека начинались зрительные и слуховые галлюцинации. Содержание алкалоидов — у многих видах, но эти растения интересны прежде всего как очень редкий вид, который можно разводить в квартире".

Реклама

В семье Сорокина все спортсмены: жена и сын — велосипедисты. "Зеленое" увлечение главы семейства разделяют, но без особого энтузиазма. На балконе помогают по необходимости. "Мы все без ума от них, точно... когда начинается пик цветения, а это где-то начало мая, балкон превращается в радугу, я снимаю часть стекла и ни один прохожий не может пройти, не остановившись, чтобы хоть несколько секунд полюбоваться этой невообразимой красотой".

ОПЫЛЯЕТ РАСТЕНИЯ САМ, С КИСТОЧКОЙ В РУКАХ

"Сейчас у них сон, они отдыхают, набираются сил, — говорит о своих растениях, как о детях, Олег Иванович. — Вот эти уже просыпаются, самые озорные, первые цветут. Они, конечно, все для меня родные. Многих из них вырастил из маленького семени. Это процесс, занимающий годы. Многие сейчас думают, что кактус быстро растет, это все безграмотность. Дело в том, что сегодня в магазинах можно купить растение любого размера, но это кактусы, которые выращивают методом гидропоники, в мертвой почве. Поэтому, покупая его, нужно знать — оно обречено, отцвело и через полгода погибло. Покупая такой кактус, не нужно ждать, что он вырастет, это одноразовое растение".

Критикует харьковчанин и один из самых распространенных мифов о кактусах, будто они поглощают радиоактивное излучение и поэтому их стоит держать возле компьютера. "Это большое заблуждение, и его корни уходят в прошлое. Родила миф пресса. Есть несколько видов растений, так называемая юбильмания, коренной житель Бразилии, растущий на почвах, где есть уран. Поэтому каждый геолог знает: где растет этот колючий красавец, есть залежи урана. Вот правдивая часть красивой легенды. В моей коллекции оно есть". Одна из самых больших гордостей Сорокина — слоновый зуб, который цветет белым снегом. Несмотря на то что цветет часто, пыльцу дает раз в шесть лет, поэтому получить такой вариант, когда у двух растений одновременно есть пыльца, чтобы их опылить, можно раз в 20 лет.

"Мне это удалось. Опыляю их сам, обычной кисточкой. Если же говорить, сколько растения проживут, говорю — по-разному. Иногда говорю, что еще моим правнукам здесь придется возиться, а часто рассказываю историю, когда завоеватель Мексики Кортес попал в долину стариков, где произрастали огромные кактусы. Он увидел растения, цитирую: "Еще нестарые, возраста около полутора тысяч лет".

Александр Пасюта