Байки одесских "морских волков" ко Дню флота

27 июля 2014, 08:00
Ветераны моря вспомнили как спасались в шторм, играли в Нептуна и как не верили приметам

Вспоминают. В газете — фото экипажа с кубинским революционером. Фото: A. Калинина

В последнее воскресенье июля в Одессе впервые отметят День флота и Военно-морских сил Украины. Ветераны знаменитого Черноморского пароходства накануне праздника собрались на Межрейсовой базе моряков и вспомнили былые времена. Мы присоединились к ним в надежде послушать моряцкие байки.

85-летний старпом Игорь Григорьев рассказал, как однажды на Сахалине их теплоход "Углегорск" попал в сумасшедший шторм.

Реклама

"Капитан решил сначала пообедать, а когда закончил — на горизонте волны били так, будто в море сбросили несколько сотен снарядов", — вспоминает Григорьев. Тогда команда еле вырвалась из морского пекла, но без потерь не обошлось: днище судна все-таки пробили. "С тех пор больше никогда не видел такого шторма и взял себе за правило сначала выполнять приказы, а потом обедать", — говорит моряк.

И тут же вспоминает другую историю: как бегал спросонья по палубе в одних трусах, спасая корабль.

"В одном из портов Кубы судно не удержалось на швартовых, и его отнесло метров на двадцать от причала. Это было рано утром, и я в белье ринулся к носу корабля и с помощью канатов придержал его, чтобы не разбиться о берег", — рассказывает Игорь Григорьев.

Реклама

При этом в приметы наш герой не верит: "Нам говорили, что в море нельзя выходить по понедельникам, пятницам и тринадцатого числа, но мы отчаливали, и все было хорошо. И женщина на корабле — не к беде", — уверен старпом.

А вот боцман Степан Липковский похвастал, что был знаком с Фиделем Кастро. Однажды его теплоход "Кура" попал в 2-недельную блокаду на Кубе.

"К нам приехал Фидель Кастро со своим братом Раулем: со всеми разговаривал и здоровался за руку", — скромно рассказывает моряк.

Реклама

И в подтверждение своего знакомства с известным революционером показывает фотографию в старой, пожелтевшей газете. На ней — команда "Куры", посередине, скрестив руки, сидит Фидель Кастро, справа от него в черном костюме и с легкой улыбкой на лице — Степан Липковский.

"Пожалуй, это мое самое яркое воспоминание", — признается боцман. И добавляет, что также приятно вспоминать о том, как из года в год играл роль Нептуна на сухогрузе "Иван Павлов".

ТУШИЛИ РАКЕТЫ НА ТЕПЛОХОДЕ

На теплоход "Можайск", где в 50-х годах работал механиком Анатолий Кулинич, беда пришла из машинного отделения.

"Внезапно загорелся немецкий механизм подогрева топлива, а рядом был только я. Стал бить тревогу и тушить пожар", — повествует моряк.

И припоминает: "Когда закончился четвертый огнетушитель и огонь погас, в машинное отделение прибежал помощник капитана, увидел обугленные механизмы и признался, что принял тревогу за ложную".

Узнав о случившемся, капитан судна поцеловал Анатолия Лукьяновича и поблагодарил за спасение экипажа, ведь если бы не он, теплоход взлетел бы на воздух: на борту находилось 300 ракет "земля-воздух".