Безаварийный капитан. За 40 лет Алексей Морозов не попал ни в одну аварию

27 ноября 2007, 10:29
Морозов управлял пассажирскими судами, применяя собственную систему безаварийного управления, так называемый "метод исключения аварийности Морозова"

А.Лесик

Сейчас мало кто знает о человеке, который стал первым капитаном дальнего плавания в Советском Союзе, однако в прошлом веке для моряков имя Алексея Морозова звучало. О нем говорили всяко — кто-то называл "безаварийным капитаном" и пытался применить уникальный метод Морозова, позволяющий избежать крушений на практике в открытом море, кто-то считал его клеветником и едва ли не врагом компартии.

ДВАЖДЫ ПЕРВЫЙ. В 1944 году Морозов приехал в Одессу из русского Болдино на крыше поезда, с одной лишь целью — поступить в Одесское мореходное училище. Спустя пять лет он окончил "вышку" с отличием, причем это был первый выпуск моряков-инженеров. Затем был долгий рейс в Антарктику через Берингов пролив. А через год, когда выпускник проходил пролив в своем втором рейсе, Алексея назначили капитаном — так, в свои 26 он стал первым в огромной советской стране капитаном дальнего плавания с высшим инженерным образованием. По словам Алексея Васильевича, его тревожила возложенная ответственность, однако вывести в море судно "Вайян Кутюрье" Морозова тогда уговаривал лично секретарь ЦК компартии Украины Николай Подгорный.

Реклама

БЕЗАВАРИЙНЫЙ. В средине 50-х прошлого столетия за Алексеем Морозовым прочно закрепилось прозвище "безаварийный", поскольку за более чем 40 лет капитанского стажа он не допустил ни одной аварии на управляемых им кораблях. Как объяснил "Сегодня" сам морской волк, все благодаря эксклюзивному методу исключения аварий на флоте, или, как его называет сам автор, "методу Морозова". Капитан впервые стал использовать радиолокационную станцию (РЛС) не только как дальномер (оптический прибор для измерения расстояния), но и в качестве прибора для маневрирования. Метод оказался действенным, и Морозов сразу же завоевал последователей. Однако вторая сторона медали – то, что система работала вопреки всем известным правилам судовождения. Это не могло не породить кривотолков вокруг идеи и, собственно, личности капитана.

"Метод судовождения по РЛС позволяет судну беспрепятственно идти в экстремальных условиях. Он на два десятилетия опередил творческую и техническую мысль морских транспортников Запада, — рассказывает изобретатель. — По этому методу защищали дипломы в вузах, также мою находку высоко оценил академик Кельдыш. А министр высшего и среднего образования Елютин сказал: "Пусть из Министерства морского флота кто-то ходатайствует, и мы сразу представим вашу методику на соискание Ленинской премии". В 1973 году изобретение действительно выдвинули, однако премировать автора так и не успели — "посодействовали" недоброжелатели.

ОТМЕТИЛИ ИЗГНАНИЕМ. "Первое, в чем меня обвинили, — это нарушение установленных на тот момент правил судовождения. Согласен. Но разве можно сделать открытие, не нарушая канонов? — до сих пор негодует Алексей Васильевич. — Просто мой пример — очередное подтверждение тому, что инициатива наказуема". С целью отстоять свой метод, Морозов принялся критиковать мнения высоких чинов партгосноменклатуры Черноморского пароходства Одессы и Киева, вплоть до министра морского транспорта Союза. Отдача не заставила себя ждать — за пятикратным исключением из компартии "За клевету на партийные и советские органы" последовало списание капитана на берег, а дальше — больше: три года в психиатрической больнице на Слободке.

Реклама

В 80-х на соискание Государственной премии СССР была выдвинута работа, включающая в себя то, что еще в пятидесятые называли "методом Морозова". "Причем среди номинантов были специалисты, которые когда-то выступали ярыми противниками того, за что я боролся всю свою жизнь, — говорит Морозов. — Работу наградили, но моего имени среди отмеченных наградой ученых не значилось. Моя беда лишь в том, что я лет на двадцать опередил время. Но я рад хотя бы тому, что оказался прав".