Бизнес на дидухах: от язычников до наших времен

5 января 2012, 08:50
Львовские пенсионеры вяжут "хлебные деревья", а экс-учитель сделал пушку, из которой пускает салюты

Главный дидух. Несут от ратуши по проспекту Свободы до Оперного. Фото: И.Марухняк, «День»

Наши предки лес берегли и елок не рубили, а на Рождество дом украшали сплетенными из камыша пирамидками-"паучками" и "хлебными деревьями", связанными из пшеницы или ржи украшенными снопами, которые на Западной Украине называют дидухами (от "дедов дух"). Многие ставят их дома вместо елки, а во Львове огромный дидух устанавливают в центре 6 января. Уже много лет главный городской символ плетут мастера Коцюки из села Голобутив на Львовщине — супруги Михаил Васильевич и Ольга Николаевна, разменявшие восьмой десяток.

Как рассказывает их сын Василий, родители начали заниматься этим промыслом больше четверти века назад. "Разобрали по частям старый дидух из Карпат и попробовали сплести похожий — получилось, — рассказывает Василий Коцюк. — Через два года сделали таких полтора десятка — продали. А в 1989 году своих дидухов мы выставили во Львовском национальном музее. Успех был немыслимым, посыпались заказы. Нам предложили сделать 2-метрового дидуха для центра Львова. В 2000 году сплели 4-метровый сноп для Киева. Маленьких дидухов покупают и наши, и иностранцы на сувениры (некоторые считают, что это украинская икебана). Сегодня наши дидухи есть во Франции, США, Канаде, Японии, Австралии, Польше, Германии, России". Домашний дидух от Коцюка стоит на львовском вернисаже 200—300 грн. Большие 3—4-метровые дидухи плетут под заказ, и стоят они около $1000.

Реклама

СЕКРЕТ — В ОВСЕ. Секрет успешного бизнеса его семьи, считает Василий Коцюк, в том, что вместо традиционной пшеницы и ржи они используют овес. Это растение лучше хранится и смотрится богаче. А если его оросить водой, то овсяной дидух начинает издавать душистый аромат полей.

"Дидушата". Украшают дом. Фото: Т. Симко

Реклама

Перед праздниками Коцюки вяжут до полусотни дидухов. "Самое сложное — выплести тонкую ровную косичку, на одного дидуха надо 10—20 метров! — делится секретами Василий Коцюк. — А овсяная солома жесткая, может и руку порезать". Каждую весну Коцюки засевают пару соток земли овсом для дидухов. "Только учеников у родителей нет. Мне плести не хочется — только в поле подсобить могу, детям не хватает терпения", — говорит сын мастеров.

ОТ ЯЗЫЧНИКОВ. Традиция ставить дидух родилась во времена язычества. Это был последний не обмолоченный сноп, который несли с поля в дом. А весной его молотили и смешивали с зерном для посева, чтобы хорошим урожай был. А еще есть такая легенда: говорят, что в хлеву, где родился Иисус, было очень холодно. В стене Иосиф нашел большую щель и закрыл ее снопом из соломы. Поэтому мы ставим дидух в углу под иконами — для тепла в душе и доме.

Пушка — из трубы, ядра — настоящие

Реклама

Житель райцентра Костополь на Ровенщине, бывший учитель Андрей Яремчик, к зимним праздникам достает со двора настоящую средневековую пушку, которую смастерил своими руками. Из орудия он стреляет в новогодне-рождественские праздники. И хоть "салюты" чудака слышит весь райцентр, соседи на "пушкаря" не жалуются. Говорят, им такая традиция даже нравится. Чертежи и описание пушки Андрей Яремчик нашел в интернете и в книге "История российского оружия".

Экс-учитель в праздники стреляет. Фото: В. Миколайчук

На ствол пошла чугунная труба длиной 1,2 метра, основу и колеса изготовил из дуба. В результате вышла копия пушки, которой в XV столетии оснащали испанские корабли. "Стреляю оригинальными старинными ядрами, которые подарили друзья, — рассказал "Сегодня" Андрей Яремчик. — Каждое весит почти полтора килограмма, летят на сто метров. Стреляю с огорода, дальше речка. Так что все безопасно. Заряжаю петардами или порох тоже делаю сам — из селитры, древесного угля и серы".

Татьяна Симко, Владимир Миколайчук