Бюджетные страсти Донбасса

27 ноября 2008, 08:00
Не исключено, что властям трех главных городов Донбасса придется урезать расходы.

Остановка предприятий и невыплаты заработных плат отразились не только на карманах дончан, но и доходах местных бюджетов. В сентябре-октябре финансисты недосчитались десятков миллионов гривен. До конца года денег, судя по всему, хватит, учитывая перевыполнения бюджета в предыдущие месяцы. А вот что касается 2009 года, то тут все гораздо грустнее. Поэтому в недрах горисполкомов Донбасса зреют не только традиционные проекты бюджетов на следующий год, но и невиданные доселе антикризисные программы. "Сегодня" выяснила сумму "прорех" в сметах трех городов — Донецка, Мариуполя и Макеевки, а также, что собираются делать на местах для латания финансовых дыр.

ДОНЕЦК. По данным финансового управления горсовета, за 10 месяцев доходная часть бюджета выполнена на 100,5%: поступило 1,505 млрд грн. при плане 1,497 млрд грн. Такой результат обеспечил главный источник местной казны — налог с доходов с физических лиц (или попросту подоходный налог). Но уже с ноября на него рассчитывать не стоит: в четвертом квартале бюджет может потерять свыше 16 млн грн., в том числе по подоходному налогу более 14 млн грн. Обеспеченность Пенсионного фонда своими средствами составляет всего 95%.

Реклама

"Тут нечему удивляться, — говорит председатель депутатской комиссии по вопросам планирования бюджета и финансов Донецкого горсовета Сергей Богачев. — В промышленном комплексе региона за 10 месяцев спад ощущается в половине отраслей. Очевидно, что до конца года фонд оплаты труда предприятий города может снизиться на 60 млн гривен".

До конца года Донецк выкрутится. Сергей Богачев отмечает, что "прорехи" ноября и декабря предполагается перекрыть тем перевыполнением плана, которое было в прошлые месяцы. Но уже сегодня городской совет утвердил текущие мероприятия по экономии (в рамках общегосударственного почина "затягивания поясов"). Бюджетным и коммунальным предприятиям придется снизить нормы потребления энергоресурсов на 10%, своевременно оплачивать энергоносители, а также сократить расходы на административные и хозяйственные нужды.

Но падение промышленного производства только набирает темпы, поэтому серьезных потерь в 2009 году городу не избежать. Готовится проект распоряжения городского головы, в котором прописано, за счет чего наполнится доходная часть бюджета следующего года. Что там конкретно — чиновники рассказывать пока отказываются. Но президент Центра Антикризисных исследований Ярослав Жалило предполагает, что это будет экономия расходов, связанных с вложениями в социальную инфраструктуру, в частности, в строительство (дорог, памятников и т.д.). "А если не поможет, то сокращение текущих расходов — в частности, ЖКХ. Вообще будут резать, прежде всего, инвестиционные расходы в бюджете".

Реклама

МАКЕЕВКА. Здесь За 9 месяцев бюджет выполнен на 110%, доходы составили 524 млн грн., но выполнение плана в ноябре — под вопросом. Начальник Макеевского горфинуправления Станислав Ткаченко предполагает, что за год бюджет выполнят за счет перевыполнения "урожайных" месяцев.

Кризис жестко бьет по бюджету Макеевки. Ежедневные поступления, по сравнению с благополучным периодом, упали в два раза: с 2,5 млн грн. (в среднем за 9 месяцев) до 1 млн грн. в ноябре. Общие потери в октябре-декабре оцениваются Сергеем Ткаченко в 40 млн грн. "Макеевуголь" три месяца не платит подоходный налог, резко снизили отчисления ММЗ, Макеевский коксохим, Ясиновский КХЗ", — перечисляет собеседник "Сегодня".

Текущие антикризисные мероприятия в городе в русле общеукраинских: ограничение приобретения техинвентаря и проведения ремонтных работ, снижение на 10% транспортных расходов, запрет на увеличение численности работающих. В то же время Станислав Ткаченко отмечает, что в перспективе пострадают все сферы и, прежде всего, направления, связанные с развитием и ремонтом. "В первую очередь будут финансироваться статьи, защищенные законодательно — зарплата, питание и медикаменты, а также оплата за энергоресурсы. А потом уже все остальное". Он полагает, что бюджетные дыры могут привести к двум серьезным социальным проблемам. "Первая проблема — оплата за энергоносители. Цена на тепло, воду, электроэнергию в следующем году будет расти, и люди просто перестанут за них платить. Город может оказаться в очень тяжелой ситуации. Второе — проблемы с выплатами заработной платы. Дело не только в сокращении доходов, но и поступлении отчислений в ПФ. Уже сегодня собственным доходом наш ПФ обеспечен всего на 30%, все остальное — госдотации. Можно представить, что будет, если начнутся проблемы с пенсиями!" — рассказывает Станислав Васильевич.

Реклама

МАРИУПОЛЬ. А в Мариуполе в октябре — невыполнение плана на 1,1% или 6,7 млн грн. За январь-октябрь в общий фонд поступило 605,6 млн грн. при плане 612,3 млн грн. Подкачали металлурги и вагоностроители (ММК им. Ильича, "Азовсталь" и группа "Азовмаш"), которые сильно сократили отчисления по подоходному налогу. Начальник городского финансового управления Татьяна Артюх говорит, что в ноябре ожидается снижение фонда оплаты труда на 15,3%, в декабре уже на 17%, что приведет к потерям по налогу с доходов физических лиц на 24,4 млн грн.

Ожидается и сокращение налогов на прибыль коммунальных предприятий. Мероприятия здесь такие же — рациональное использование бюджетных средств, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления в размере 830 тыс грн или на 16% ежемесячных расходов. Татьяна Артюх добавляет, что есть предложение по развитию при коммунальной сфере сельсхознаправления. "Например, предприятия "Теплосети" могут строить теплицы и выращивать там овощи, при "Водоканале" также может развиваться подсобное хозяйство", — разъяснила она.

У НАС САМЫЕ ВЫСОКИЕ НЕВЫПЛАТЫ

В Донецкой области, по данным Государственного комитета статистики, самый высокий уровень невыплаченных зарплат в стране. На 1 ноября наши работодатели задолжали 289,263 млн гривен. На втором месте по невыплатам Луганская область — 114,414 млн гривен, на третьем—Харьковская с 91,171 млн гривен.

В целом, по стране размер невыплаченных зарплат увеличился на 22,9% по сравнению с 1 октября до 1 млрд 043,622 млн гривен. При этом задолженность госбюджета составила 3,706 млн гривен, местных бюджетов — 0,243 млн гривен.

ГОТОВИМСЯ К ХУДШЕМУ, НАДЕЕМСЯ НА ЛУЧШЕЕ

Все опрошенные нами руководители городов избегают говорить о непопулярных для народа мерах. Но, можно предположить, что если ситуация в промышленности не улучшится в первой половине следующего года, то к ним, возможно, таки прибегнут.

Во-первых, придется резко поднять тарифы на услуги всех коммунальных предприятий (ЖКХ, транспорт и прочее), что тем более вероятно, учитывая неизбежное повышение цен на газ для коммунальщиков. Во-вторых, провести сокращения персонала в органах власти и заморозить им зарплаты.

В-третьих, поднять ставку на аренду земли для предприятий. Безусловно, все эти меры будут крайне болезненны для горожан. А если вспомнить, что выборы в местные органы власти состоятся уже в 2010 году, то понятно, что мэрам на это будет сложно пойти. Потому, можно предположить, что с такими "антикризисными" мерами будут тянуть до последнего, пытаясь сэкономить на чем-то другом.

НА ПОМОЩЬ ГОСКАЗНЫ НЕ НУЖНО РАССЧИТЫВАТЬ

С конца ноября города в поте лица будут формировать проекты местных бюджетов, до конца года они должны быть приняты. Проблем две — какими средствами закрыть образовавшиеся финансовые дыры, и поддержит ли государство местные бюджеты дотациями.

Дело в том, что полномочия органов местного самоуправления делятся на делегированные и собственные. Делегированные — переданные государством на места. И их же финансирует государство. Это расходы на здравоохранение, образование, госуправление, культуру, физкультуру (так называемая "первая корзина"). Их финансируют за счет таких источников как подоходный налог. Причем 25% подоходного налога с граждан сразу направляется в госбюджет, а 75% остается на местах.

К собственным полномочиям относятся местные программы, поддержание и развитие ЖКХ. Сколько получит город — столько он потребляет. Эти направления финансируются из собственных средств городов — например, налога на землю, на автопарковку и т.д. ("вторая корзина").

Если доходов на местах не хватает, из государственного бюджета дается дотация выравнивания, но она закладывается только при планировании бюджета. То есть, если денег не хватает по факту в течение года, регионам придется выкручиваться самим.

Источник: Сегодня-Донбасс