Боевики освобождают плененных военных, но не жителей Донбасса

10 сентября 2014, 08:10
За неделю власти планируют обменять всех заложников, которые находятся в плену террористов

Фото: AFP

Украинские власти и боевики начали масштабный обмен пленных: передача заложников является одним из пунктов договоренностей, достигнутых в Минске 5 сентября. В рамках соглашения, подписанного экс-президентом Леонидом Кучмой, представителями РФ и самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также ОБСЕ, стороны должны "немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц". Меняют пока только военных: мирных жителей в ДНР отдавать не хотят. 

РАЗНИЦА В ЦИФРАХ. Данные о количестве освобожденных украинских заложников и о том, сколько человек остается в плену боевиков, существенно отличаются. Так, президент Петр Порошенко в ходе визита в Мариуполь сообщил, что в рамках минских договоренностей были освобождены "первые двадцать заложников". Позже в АП, сославшись на данные Генштаба, заявили, что освободили уже 648 человек, а более 500 еще планируется спасти. Как пояснила "Сегодня" уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию конфликта на востоке страны Ирина Геращенко, цифры разнятся, потому что есть проблемы с составлением списков. "Цифры обновляются слишком быстро, несколько раз в день. Постоянно идет процесс уточнения списков заложников, чтобы ни одна фамилия не была забыта, и происходит обмен этими списками с боевиками".

Реклама

Геращенко также добавила, что процесс должен завершиться в течение 7 дней. Работы у властей будет много: "По данным, которые нам предоставили родственники пленных и СБУ, в заложниках остаются около 1200 человек. Речь идет только о военнопленных, а мы не исключаем также большого количества заложников среди мирного населения. Они находятся в тех регионах, которые вообще без связи. Поэтому их близкие даже не могут нам сообщить о пропавших родных", — говорит уполномоченный президента.

В пресс-службе ДНР нам заявили, что у них в заложниках находится около 860 человек, а в украинском плену находится около 120 боевиков самопровозглашенной республики. "Сегодня планируется первая партия обмена. Будет обменяно 36 на 36 человек. Если это удастся, потом будет следующая партия пленных, уже более крупная, — говорят в ДНР. — Но от украинской стороны к нам поступает много фамилий тех, кого нет у нас в плену, — может, они погибли, а может, сбежали".

МЕСТНЫХ НЕ ДАЮТ. В Центре освобождения пленных "Сегодня" подтвердили цифру в 1200 украинских заложников и добавили, что сложнее всего спасать гражданских. "Местных жителей боевики вообще не хотят обменивать. Они считают, что местные жители — это граждане их псевдогосударства. Поэтому что с ними делать, решает руководство самопровозглашенных республик. Легче, если в плен попадает волонтер — здесь можно вести разговор. Но тоже очень трудно, ведь в ДНР и ЛНР считают, что это чуть ли не военные преступники, — рассказали нам в центре. — Если не будет обмена по принципу "всех на всех", то освобождение людей затянется очень надолго. Его окончания не видно даже на горизонте".

Реклама

"Надя Савченко — "золотой жетон". Ее Кремль поменяет на что-то серьезное"

Украинская летчица Надежда Савченко по прозвищу Пуля не попала в списки военнопленных для обмена в рамках Минского протокола. Напомним: в июне этого года российские спецслужбы захватили Надежду и незаконно вывезли в РФ. Сейчас она находится в воронежском СИЗО: ее обвиняют в причастности к гибели под Луганском российских тележурналистов. "Надю не будут обменивать. Она и другие более-менее известные люди стали "золотым жетоном": Кремль припас их для чего-то более серьезного. Может, ее выпустят в обмен на отмену санкций. Мне страшно за Надю!" — рассказала нам сестра Пули Вера Савченко. Неделю назад один из адвокатов Савченко Марк Фейгин заявил, что она точно подпадает под условия обмена военнопленными.

Второй адвокат, Илья Новиков, сейчас обжалует в Басманном суде Москвы проведение стационарной психиатрической экспертизы Савченко в институте Сербского, на которой настоял суд: "Экспертиза — это очень серьезно. В стационар, как правило, нет доступа ни адвокатам, ни консулу. Надю там могут ломать, вкалывать ей любые препараты. Она просто исчезнет от нас на месяц".