Бродяги в пунктах обогрева МЧС скандалят, дерутся и спорят о политике

8 февраля 2012, 08:54
В Одессе работают четыре центра помощи нуждающимся: помимо горячей каши и чая, здесь можно разжиться теплой одеждой б/у

Две палатки. Одна предназначена для ночлега, а во второй — кухня, где кормят кашей и поят чаем. Фото: А. Сибирцева

С начала холодов по всей Украине начали работать пункты обогрева МЧС со столовыми. В Одессе их отрыли четыре. Любой человек может найти здесь спасение от стужи, получив горячую пищу и крышу над головой. "Сегодня" побывала в двух пунктах спасения МЧС — на Старосенной площади у ж/д вокзала и на ул. Ак. Глушко, у детской поликлиники.

Стандартный пункт обогрева состоит из аварийного грузовичка "ГАЗ-66" с жилым кунгом и двух армейских палаток с железными печками-"буржуйками". В грузовике дежурит смена сотрудников МЧС. В палатках обитают "клиенты" пунктов обогрева. Одна из палаток предназначена для ночлега, в другой расположена полевая кухня — здесь греют чай и подогревают котлы с привозимыми продуктами. Рацион здешних постояльцев — перловая или пшенная каша, чай с сахаром и бублики с печеньем. "На голод не жалуемся — кормят сытно. Но хочется иногда чего-нибудь вкусненького. Например, конфет или мяса", — рассказал нам одессит Евгений, живущий сейчас в лагере на ул. Ак. Глушко.

Реклама

Нет претензий к бесплатному пайку и у постояльцев привокзального спасательного пункта. "Кормят сносно. Но вот мяса мы не видим. Привозили за все время лишь пару раз тушенку. Да и той на всех не досталось", — признался нам обитатель палаточного городка Василий.

Бездомные. На еду не жалуются, но просят сладкого. Фото: А. Сибирцева

Реклама

ГРЕЮТ ВОДОЛАЗЫ. Интересно, что лагерем на Глушко заведует... подразделение водолазов одесского МЧС. "Зимой для нас работы мало, море замерзло. Поэтому бросили нас на обогрев людей", — рассказали нам сотрудники Таировского теплого лагеря. Температура в армейских палатках держится около 14—15 градусов тепла. Большинство обитателей кучкуется возле железных печек в центре. Остальные сидят за столами и спят вповалку в углу под тряпьем. Помимо горячей каши и чая, а также ночлега под грудой старых пальто, в пунктах МЧС можно разжиться теплой одеждой б/у.

"Приносят добрые люди. Вот посмотрите — мне достался отличный тулуп", — хвастается один из постояльцев палатки на Таирова. А главная проблема для бездомных — отсутствие места, где можно помыться, и уборной. Из-за скученности и отсутствия воды в палатках витает стойкий запах немытого тела и алкоголя — большинство согревается спиртным. "Когда ставили палатки, о туалете не подумали. Персонал лагеря, спасатели как-то попробовали попроситься в туалет клиники, которая по соседству. Но нас не пустили. Приходится бегать в супермаркет за квартал отсюда. А тем, кто живет в палатках, справляют нужду на улице", — признались спасатели.

ОТ ЖЕНЫ — В ПАЛАТКУ. В отличие от привокзального лагеря МЧС, контингент жителей таировского пункта, по словам спасателей, — спокойный и дружный. "Среди наших драк и ссор нет. Друг другу стараются помогать, делятся куском хлеба. Днем ищут, где заработать копейку, а на ночлег приходят к нам. По вечерам у буржуйки люди общаются на любые темы: от политики до философии", — утверждает постоялец лагеря Евгений. Сам одессит признался нам, что пришел жить в палатку, спасаясь от... упреков злой супруги.

Реклама

"Буржуйка". Возле печек ведут разговоры "за жизнь" и о политике. Фото: А. Сибирцева

ОБОГРЕЛИ, ОБОБРАЛИ. Кстати, жильцы привокзального палаточного лагеря пожаловались нам, что их часто "грабят" сотрудники патрульно-постовой службы милиции. "Они знают, что среди нас много людей без документов. Вот и повадились ловить нас около палаток. Останавливают и спрашивают паспорт. Если нет, тут же требуют денег, угрожая тюрьмой и спецприемником для бомжей", — поведал нам житель лагеря, назвавшийся "Вахой-цыганом".

К слову, в привокзальном пункте обогрева вчера не было света — от ветра и мороза оборвалась временная электропроводка. В спальной палатке — сумрак. В углу находятся импровизированные кровати — это несколько досок, брошенных на асфальт, прикрытых для теплоты грудой грязного тряпья. "Спим все вповалку. Часто приходят новые люди. Крадут много. Из-за этого и драки бывают. Вот вчера у одного нашего украли мобильник. А у другого вытащили все его деньги — 500 грн", — признался постоялец пункта у ж/д вокзала Василий, четырежды судимый за кражи и разбой.

Поножовщина и болезни

Несмотря на девиз одесских пунктов обогрева — "Приют и чай для любого желающего", — случайных прохожих здесь не бывает. Большинство постояльцев — бродяги. "Многие из них были судимы. Как правило, у них нет документов", — пояснил нам спасатель привокзального пункта МЧС Сергей Савицкий. За сутки здесь ночует и питается от 60 до 80 человек.

"Ночью они спят, днем — большая часть расходится на подработки. Кто макулатуру и бутылки собирает, кто железо. Вечером приходят с заработками. Почти все выпивают, поэтому часто вспыхивают ссоры, — рассказывает один из спасателей. — Вот вчера была драка, дошло до поножовщины. Пришлось вызывать милицию". И тут спасатель показывает нам... железный ломик. "Народ здесь буйный. Дашь клиентам слабину — они тут же на голову заберутся. Вот и приходится вооружаться подручными средствами", — говорит эмчеэсовец.

По словам Сергея Савицкого, за все время существования пункта МЧС здесь умерли двое бездомных — от алкоголя и болезней. "Еще пятерых прямо из палаток забрала "скорая" — люди приходят очень больные".