Буксир против миноносца: ошарашенные тараном турки ретировались из Одессы

29 октября 2008, 08:42
Таран. В 1914 году Одессу спас обычный портовый буксир номер два. Экипаж катера протаранил борт боевого турецкого миноносца.

Нарвался. Крейсер Меджидие потонул у берегов Одессы в 1915 году

Реклама

Первая мировая война стала для Одессы началом конца серебряного века. Тревожным "ударом колокола" прогремел ночной обстрел порта турецкой эскадрой 29 октября 1914 года. Мировая, а затем и Гражданская война, положили конец торговой вольнице, а вместе с ней и уникальной культуре Южной Пальмиры.

В самом начале Первой мировой войны Одесса попала "на мушку" одной из первых. Крупный российский торговый порт в военное время быстро превратился в связующее звено между союзниками — Россией с одной стороны и Францией и Великобританией с другой. Из России во Францию перекидывали "пушечное мясо" — русских солдат, которых французы без зазрения совести бросали в самое пекло боев под Верденом, обратно шло английское и американское снаряжение. Турция к тому времени представляла собой азиатскую "колонию" Германии — турецкими полками командовали немецкие офицеры, а турецким флотом руководил опытный германский адмирал Вильгельм Сушон.

В самом начале войны русское правительство еще грезило грандиозными прожектами захвата стратегических проливов Босфор и Дарданеллы. По плану Генерального штаба российской армии Одесса была определена местом для сбора войск, которые планировалось бросить десантом на турецкий Босфор. Информация достаточно быстро попала в немецкий генеральный штаб. Одессу решено было уничтожить силами турецкой эскадры. Уничтожив Одесский порт, немцы убивали двух зайцев — устраняли возможность русского десанта и одновременно громили одесскую нефтяную гавань, через которую русская армия снабжалась румынской нефтью. Зная, что Одесса всегда была мирным торговым городом, немцы и турки серьезного отпора не предполагали, рассчитывая несколькими залпами убрать все цели. Для "решения вопроса" были выделены миноносцы "Гайрет и Ватание" и "Муавенет и Миллие". После артобстрела города турецкий минный заградитель должен был установить сплошное минное поле вокруг одесской гавани. Еще в Стамбуле адмиралом Сушоном был отдан приказ стрелять "по всему, что движется". Венцом операции должен был стать десант турецких диверсантов для минирования портовых складов и нефтяных резервуаров. В Одессе, по информации германской разведки, базировались две русские канонерские лодки с казачьими названиями — "Донец" и "Кубанец". Огневая мощь обеих канонерок была вдвое меньше новейших турецких миноносцев, поэтому в победоносном исходе операции германские стратеги вовсе не сомневались.

Реклама

После недолгого морского перехода туркам удалось без проблем войти в Одесский порт. Эскадра шла, как на параде — при полном освещении. Именно это и послужило причиной заминки — русские моряки приняли турков за своих. Первой же торпедой с "Гайрет и Ватание" была потоплена канонерская лодка "Донец". Канонерка была торпедирована в левый борт. Трюм заполнился водой в считанные минуты. Лодка так быстро ушла под воду, что экипаж не успел сделать ни одного выстрела. Большинство моряков с русского корабля удалось спасти, сняв спасательными катерами. Не обошлось и без казусов. При эвакуации на тонущем корабле забыли старшего штурмана, который пытался забрать шифровальные книги. Офицеру удалось выбраться, оседлав матросскую деревянную койку. Уже утром чуть ли не в Лузановке его подобрал частный рыбацкий ялик.

На помощь тонущей канонерке бросился обычный портовый буксирный катер под номером два. Впоследствии то, что произошло дальше, назовут геройским подвигом одесских портовых моряков. На самом деле портовый буксир сослепу попросту врезался на полном ходу во второй турецкий миноносец — "Муавенет и Миллие", изрядно перепугав экипаж турецкого корабля. На миноносце возник переполох — турецкие моряки были уверены, что их взяли на абордаж. В буксир бросили несколько гранат. Ответили безоружные портофлотцы вполне по-одесски — обругав "бусурман" нехорошими словами, отпихнули баграми турецкий миноносец. Несколько минут неразберихи, которую устроил портовый буксир №2, дали морякам русской канонерской лодки "Кубанца" приготовиться к отражению атаки. Когда "Гайрет и Ватание" попытался обстрелять нефтегавань, он наткнулся на плотный огонь из всех орудий "Кубанца". Ошарашенные "таранным ударом" мирного буксира и артобстрелом "Кубанца", турки в панике "рванули" из суматошного порта. К слову, несколько турецких снарядов таки попали в цель. Парочка угодила в артиллерийский склад русского заградителя, другие же точно "легли" в нефтяные резервуары. Но нефть не загорелась, а снаряды не сдетонировали. Наутро весь город говорил о ночном "геволте" — суматохе в порту. По мнению одесситов, турецкие снаряды не взорвались в результате сотворенного Богом чуда. А члены экипажа катера № 2 стали городскими героями. Морякам наливали бесплатно во всех одесских пивных, а те с удовольствием рассказывали подробности подвига одесского буксира, обратившего в бегство боевой корабль турков.

3 апреля 1915 года германские адмиралы совершили попытку "№ 2", послав легкий крейсер "Меджидие" обстрелять Одессу. "Чудо" повторилось. "Меджидие" при подходе к рейду Одессы попросту наткнулся на мину и затонул в несколько минут. Больше в Одессу германо-турецкие пираты не совались.

Реклама

КАРТОЧКИ И ВОДКА ИЗ ЧАЙНИКА

Военное время запомнилось одесситам не только бомбардировкой порта. В 1915 году Одесса стала местом формирования сербского добровольческого корпуса, парад которого лично принял император Николай Второй. Городские газеты с эйфорией писали об этом событии.

Но ура-патриотические настроения в одесском обществе быстро сменились унынием — впервые за 100 лет истории города имперский центр хлеботорговли ощутил нехватку продовольствия и в 1916 году были введены хлебные карточки. Вслед за этим был введен и сухой закон. Теперь одесситы ходили друг к другу в гости "на рюмку чаю", а в знаменитом кафе "Фанкони" спиртное наливали для конспирации из чайника.


В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОРЫ БЕЖАЛИ ИЗ ОДЕССЫ

Немецкие стратеги не зря пытались расстрелять Одессу. В годы Первой мировой одесские предприниматели молниеносно перестроились на военный лад и ранее мирные заводы выдавали фронту огромное количество необходимого для войны товара. К примеру, в 1915 году на заводе банкира Анатры при помощи умельцев из Одесского авиаклуба начали выпускать самолеты, вооруженные двумя пулеметами. Крупные одесские купцы и промышленники богатели на поставках продовольствия и снаряжения в действующую армию, а мелкие производили небольшие "окопные аксессуары" наподобие ножниц для разрезания колючей проволоки.

К шальным деньгам от военных заказов в Одессу потянулись аферисты со всей России. В 1916 году в Одессе обосновался крупнейший "комбинатор" России — князь Туманов-Церетели (Андроников). До его ареста в Одессе он успел "нагреть" путем хитроумных комбинаций столичные банки на круглую сумму в полмиллиона рублей. Но к 1917 году власти успели навести порядок в городе, подчистую "закрыв" всю воровскую верхушку. Авторитетные воры перед революцией 1917 года признали Одессу "неблагоприятной для работы" и покинули ее. К слову, Мишка Япончик-Винницкий после возвращения в канун революции с каторги в родной город конкурентов так и не встретил.