С ядерной "дубинкой" на глубинне 200 метров

12 февраля 2008, 10:12
Капитан второго ранга Валентин Ваховский – один из 12 наших земляков, которые командовали атомными подводными лодками и держали в страхе половину земного шара

К. Диланян

Реклама

"Душа — Богу, жизнь — морю, честь — никому!" — эти слова написаны на медали легендарного одесского капитана-подводника Валентина Ваховского. Из 35 лет службы в морском флоте 11 он провел на капитанском мостике "грозы морей" — атомной подлодке. Сейчас 73-летний ветеран – на пенсии, каждую субботу в училище имени Маринеско собирается вместе со своими боевыми товарищами, чтобы вспомнить службу и рассказать пару морских баек.

АТОМНАЯ СЛУЖБА. "Я на гражданке с 1982 года. С тех пор, конечно, многое поменялось, как на море, так и на суше. Помню, раньше были времена, когда мы шли по Черному морю, втихаря через радары подбирались к турецкому берегу, чтобы записать шумы винтов и сфотографировать немецкие подлодки, которые были на вооружении НАТО. Это были максимально секретные операции, к ним месяцами готовились, а вот прошли годы, Украина стала уже независимой, и эта самая подлодка стала заходить к нам в военную гавань. Вот мы удивлялись, бегали смотреть на нее, столько охотились по морям, а тут она во всей красе!", — рассказывает Валентин Станиславович. По его словам, после распада Союза подводный флот пришел в упадок. Хотя, признается капитан, ходить по Черному морю подводники не любят. "Это страшная жара. Оно не такое большое, и в нем подводник чувствует себя скованно, тесно, одним словом!", — смеется капитан.

"На моей лодке были торпеды с ядерными боеголовками, мы считались элитой советского флота, нас все боялись и уважали. Да и мы относились к этому со всей серьезностью. Был как-то случай, в 1967 году мы шли по Баренцову морю, и вдруг сигнал тревоги — вышли из строя торпеды с ядерным боезарядом. На одной заработали винты. Мы на глубине все холодным потом покрылись. Это же ужас, в любой момент мог произойти взрыв, весь Северный флот могли бы ко дну пустить. Слава Богу, все исправили. Но те пятнадцать минут, которые пережили, наверное, стоили не одного седого волоска", — вспоминает капитан.

Реклама

ИКРА ЗА ВРЕДНОСТЬ. В обязательный рацион подводников входила красная икра. "Месяцами находиться под водой, рядом с ядерным реактором, естественно, не на пользу здоровью. Для новичка, который идет в первое плавание, восьмикилограммовый бочонок деликатеса в новинку. Матросы поначалу едят икру ложками. Но проходят недели, и никто на нее уже и не смотрит", — с улыбкой говорит капитан.

"Бачок" — так называется суточный сухпаек подводников. Это порция, рассчитанная на семь моряков. Туда входит шоколад, соки, творог, вареные яйца и... по 50 граммов вина на человека. Такой порцией спиртного в долгих походах особо настроения не поднимешь. Поэтому моряки придумали выход — пьют по очереди. Так, в понедельник выпивает все 350 граммов один матрос, во вторник – другой и так далее. Словом, как рассказал нам Валентин Ваховский, таким вот братским способом подводники расслаблялись.

НА ВОЛОСКЕ. "В то время я служил лейтенантом возле мыса Нордкап в Норвегии. Наша лодка провалилась на глубину 230 метров, неделями мы украдкой шли за вражескими лодками и судами. В принципе, обычный выход, если бы не одна оказия — перед погружением мы загрузили пустые отсеки лодки свежими продуктами. Но поскольку мы долго не всплывали, они стали гнить. От вони нельзя было никуда деться. Да еще и наш заносчивый капитан выключил систему очистки воздуха от углекислого газа. Захотел сэкономить. Суток через трое команда еле держалась на ногах, ребята на вахте засыпали. Смрад, дышать нечем, но и исправить положение мы уже не можем — над нами НАТОвская флотилия, мы все работы прекратили, чтобы не выдать себя. Какой это был страх, такое чувство, как будто ты на волосок от смерти, шевелюра становилась дыбом. Уже точно не помню, сколько мы так лежали на дне... Хорошо, что всплыли тогда, этот день я помню в деталях, как второй день рождения!".

Реклама

ГЛАВНОЕ ДЛЯ ПОДВОДНИКА — ВЕРНАЯ СУПРУГА НА БЕРЕГУ

Капитан второго ранга Валентин Ваховский родился 23 июня 1935 года в Кировограде. Окончил Нахимовское училище и Высшее морское училище подводного плавания.

Валентин Станиславович признается, что покорять моря мечтал еще в детстве. "Есть даже фотография, где мне всего два годика, но на мне уже форма моряка. В школе читал рассказы Юрия Пантелеева и в фантазиях уже бороздил далекие океаны", — говорит капитан и показывает одну из своих наград — "За морскую отвагу". – Наша служба была действительно отважная, ведь на дворе была холодная война. Наши подлодки, грубо говоря, паслись у берегов Америки, Англии, Франции. Мы держали друг друга в напряжении под прицелом перископа, готовые в любой миг выпустить ракеты", — рассказывает Ваховский.

По его словам, самое главное для подводника — верная спутница жизни. "Подводники говорят, что если на суше остались какие-то неразрешенные жизненные или семейные вопросы, то в море нельзя выходить, иначе будет беда! — делится с нами капитан. — Пришел ко мне на лодку как-то морячок. Юный совсем. Мы ушли в поход, и вот на глубине 90 метров у парня не выдержали нервы — с криком: "Я вас всех утоплю!" – дал полный ход и опустил лодку на самое дно. Мы с ребятами его тогда пощечинами утихомирили, связали и дали успокоиться. Оказалось, что он распереживался, что ему не дали отпуск, а его любимая засобиралась замуж за другого", — вспоминает наш собеседник.

ЛОДКА МАРИНЕСКО

Во времена своей службы на борту подводной лодки в подчинении у Валентина Ваховского было 60 человек. Однако для подводников количество человек на борту – не показатель, самое главное – это оружие на борту лодки. По словам Валентина, он служил во время золотого века подводного флота. "В то время строилось очень много кораблей, выпускалось много офицеров и профессиональных подводников. Нас боялся весь мир, нас считали элитой. Я тогда служил и командовал на самой удачной послевоенной подводной лодке, на дизельно-электрической лодке С-296, с ядерным оружием на борту, на подобной же командовал легендарный Маринеско", — вспоминает капитан.