"Самобеглые" коляски Южной пальмиры

10 сентября 2009, 10:33
Автоистория. Как в Одессе появился первый автомобиль в империи и был выписан первый штраф за превышение скорости

Ровно 118 лет назад, в сентябре 1891 года скандальный одесский журналист и издатель популярной газеты "Одесский листок" Василий Навроцкий при большом стечении народа впервые продефилировал по Дерибасовской на чуде заморской техники — "самобеглой" коляске французской марки "Панар-Левассор". Для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого бежал наемный мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности.

В автомобиле Василия Навроцкого было всего два места и напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, похожий на те, которые используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную ему сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам. Предельная скорость у первого российского автомобиля была всего-навсего 30 километров в час, которую развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы. Немногим позже в "Одесском листке" была опубликована статья с гневным фельетоном о том, что за нарушение общественной безопасности и "чрезмерную" скорость — около 25 километров в час — владелец автомобиля получил строгое внушение от околоточного пристава (участкового. — Авт.). Так Одесса стала первым городом необъятной Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости. Дальнейшее развитие автомобильного дела в Одессе напоминало эпидемию — автомобилями грезили все, начиная от последнего портового биндюжника заканчивая отцами города.

Реклама

Сразу после появления "самобеглого" первенца в Одессу было привезено еще несколько автомобилей. Среди них был "Бенц" семейства Анатра и "тюнингованный" "Бенц" негоцианта и купца Федора Андреевского. Загородные прогулки с барышнями и поездки на авто "к цыганам" стали остромодными среди "золотой" молодежи того времени. Даже несмотря на достаточно "взрослую" цену — стоил автомобиль 500—600 рублей ассигнациями. За такие деньги тогда можно было купить семь-восемь фаэтонов с лошадьми вкупе с лихачами-извозчиками. К концу XIX века в Одессе насчитывалось несколько десятков автомобилей, а в центре города открылись первые автомобильные салоны, в которых можно было приобрести автомобиль на любой вкус. Первой ласточкой автопрома в Одессе стал склад Федора Андреевского на Ришельевской, 15, где он предлагал автомобили марки "Даймлер-Бенц", оснащенные суперсовременными "магнето фирмы Бош". В 1910 году в Одессе стали продавать со склада на улице Жуковского, 10, первые американские автомобили, изрядно подзабытой ныне фирмы "Кейс". Основным рекламным брендом "американцев" стала невиданная доселе мощность 30—40 лошадиных сил. Примерно в это же время в Одессе появилась и знаменитая марка "Фиат", которая продавалась на Екатерининской, 38. Конкуренция между автосалонами достигала уже высшей точки, а появление все большего количества автомобилей на улицах Одессы заставило городскую полицию в срочном порядке вводить прообраз правил уличного движения. Но в отличие от других городов, мало приспособленных для автомобильного движения, Одесса приняла "самобеглые" коляски как "родные" — изначально Южная Пальмира проектировалась с очень широкими улицами.

ОДЕССКИЕ ГОНЩИКИ И УГОНЩИКИ

Одни из первых гонок в России были организованы тоже в Одессе. В 1907 году, при поддержке торгового дома банкиров "Анатра", были организованы соревнования. Принял в них участие и представитель "спонсоров" — Артур Анатра. Маршрут "Одесса — Николаев — Одесса" пролегал по грунтовой дороге, плохо приспособленной под автомобили и проходившей по голой степи, поэтому из 17 экипажей до финиша добралось едва более половины. Двое из участников гонки даже умудрились заплутать и приехали на финишную точку через три дня после старта. Стандартный экипаж гоночного автомобиля в то время состоял из водителя и автомеханика — хрупкие автомобили часто ломались, поэтому текущий ремонт приходилось делать под открытым небом. Легендарный одесский спортсмен Сергей Уточкин первоначально блистал на велотреке, а после появления "самобеглых" колясок, стал знаменит и автомобильными рекордами. В гонке "Одесса — Овидиополь — Одесса" он достиг фантастической на то время скорости — 61 версты в час (около 65 км/час. — Авт.). К слову, во времена, когда "моторов" в Одессе было еще слишком мало, об угонах авто злоумышленники не помышляли. Первые угонщики появились в смутные времена революции и гражданской войны — главный украинский чекист Лацис реквизировал в 1919 году автомобиль "Панар-Левассор" у норвежских дипломатов, которые тут же нажаловались Ленину. Пришлось возвращать...

Реклама

Александр Сибирцев