Самые модные книги в харьковских магазинах

23 июня 2008, 11:57
Больше всего в Харькове читают книги рецептов и энциклопедии SMS.

фото photocentrpb.narod.ru

Харьковчане читают много и занятие это любят — в один голос утверждают книготорговцы. "Сегодня" выясняла, какая литература больше всего востребована в нашем городе.

Около семи десятков книжных магазинов и один из крупнейших в Украине книжных рынков "Райский уголок", который в народе называют "балкой", — это немало даже для полуторамиллионного Харькова. В час дня центральный книжный "Букс" на Сумской заполнен покупателями. При всем обилии выбора некоторые книголюбы оформляют заказ на книги, которые не нашли на полках. "Мы стараемся отследить новые веяния в литературном спросе, — сообщает Ольга Федотова, менеджер по закупкам магазина "Букс". — Наши покупатели — образованные и требовательные, часто они узнают о новинках из Интернета и приходят в магазин, когда мы еще не успели завезти эти книги. Так было с новой книгой Евгения Гришковца "Асфальт" — ее спрашивали за несколько недель до продаж".

Реклама

"Самое сложное — сохранить баланс между стремлением воспитывать вкус читателей и тем, чтобы идти у них на поводу, продавать то, что хочет большинство. Массовая литература не отличается высоким качеством, — рассуждает директор магазина "Знакъ" Елена Харченко. — Нам самим хочется закупать что-то изысканное, из разряда высокой литературы, и мы очень радуемся, когда выбор покупателя совпадает с нашим".

ВОСТОК И МИЛЛИОНЕРЫ. В магазине "Букс" бестселлером считают книгу, если за первый месяц продается несколько десятков ее экземпляров. Сегодня самые востребованные среди харьковских читателей — зарубежные авторы, нобелевские лауреаты — турецкий писатель Архан Памук (роман "Другие цвета") и англичанка Дорис Лессинг. Хорошо продается и японская писательница Банана Есимото. "Вообще, интерес к Востоку — очень стабильный и растет последние несколько лет. Правда, некоторыми авторами, например, Мураками, "уже наелись", книги расходятся хуже, чем пару лет назад", — отмечает Ольга Федотова.

Во всех магазинах лидером продаж назвали новый роман-кино Бориса Акунина "Смерть на брудершафт" — уже вышло четыре части, которые сам автор называет "фильма", и ожидаются новые. Также лидерами продаж являются такие "авторы-бренды", как Липскеров, Дашкова, хорошо продается новое переиздание автобиографического романа "Похороните меня за плинтусом" Санаева — приемного сына Ролана Быкова. "Некоторые авторы продаются немного, но постоянно, — поясняет Ольга Федотова. — Например, книга Ренаты Литвиновой "уходит" всего по нескольку экземпляров в месяц — но уже несколько лет подряд в одном объеме. Подобную литературу мы также относим к бестселлерам".

Реклама

УКРАИНСКИЕ. Довольно быстро в книжных магазинах опустошаются и стеллажи с украинской литературой. Хотя, по словам менеджера, лучше продаются книги, написанные на украинском (Жадан, Мария Матиас, Дереш, Андрухович), чем переведенные на украинский. Книга "Майстер і Маргарита" покупается в основном учениками школ, где русских классиков заставляют читать на украинском.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Сезонными бестселлерами являются всевозможные путеводители и дорожные справочники, разговорники и словари, необходимые в сезон отпусков, их запасы в магазинах пополняют чуть ли не ежедневно. Независимо от сезона продается детская и экономическая литература, пособия по менеджменту. "Сейчас люди ищут в книгах не эмоции, а конкретную информацию. Всем интересны советы от конкретного человека, добившегося успеха в бизнесе. Буквально "улетают" книги в жанре экономического триллера, такие как "Матрица Теплухина — до и после первого миллиона", — рассказывает Елена Харченко.

ПОНЯТНЫЙ СПРОС. Профессиональный издатель и книготорговец Александр Красовицкий также называет настоящими бестселлерами не художественную литературу, а книги, содержащие конкретную информацию. "Это — самые тиражные книги. Например, "Сто знаменитых загадок истории" уже несколько лет мы продаем в год по 10-20 тысяч экземпляров этих книг. А "Полная энциклопедия СМС" в первый же год суммарно продалась тиражом в 65 тысяч экземпляров. И уже пятнадцать лет подряд мы с неизменным успехом издаем и продаем "Энциклопедию консервирования". Это литература понятного нам спроса".

Реклама

В МЕТРО. По нашим наблюдениям, среди пассажиров подземки больше всего пользуются спросом детективы Марининой, Устиновой и Шиловой. Кроме них, всевозможные женские романы: на смену страстям Анжелики пришли принцессы высшего света, достигшие вершин успеха, и мужчины, способные в светской львице разбудить любящую женщину. Больше всего читающих книги — примерно по 3-4 человека в вагоне — едет от "Холодной Горы", очевидно, потому, что неподалеку от станции находится несколько точек проката книг. Меньше всего "книголюбов" едет до станций "Пролетарская" и "ХТЗ". На Алексеевской линии, где больше всего студентов, публика читает, в основном, конспекты и учебную литературу.

КАК СТАТЬ РАСКРУЧЕННЫМ?
Директор харьковского издательства "Фолио" Александр Красовицкий уверен, что больше всего на спрос читателей, а в итоге, и на продаваемость книги, влияет… "сарафанное радио" — рекомендация книги одних знакомых другим, когда "тетя Маша мне рассказала…". Не меньше на спрос читателей влияют и мнения, высказываемые в Интернет блогах, а так же рецензии в литературных журналах, газетах и других средствах масс-медиа. "Хорошая книга сама себя раскручивает! – уверен Александр Витальевич. А вот дорогостоящая реклама книге не нужна. Как пример он называет самый нашумевший бестселлер последних лет книгу-фентези "Гарри Поттер". Никто не вкладывал миллионы в ее рекламу и раскрутку, свою широкую популярность она завоевала сама. "Читатель не всегда оценивает книгу сразу. Но, в конце-концов, все талантливое и интересное, достойное внимания, становится известным. Я помню, как никому были не нужны первые книги Акунина "Азазель" и "Турецкий гамбит", лежали, пылились, никто их не покупал. Тем не менее, сейчас это самая востребованная литература".

КАК НАПИСАТЬ И ИЗДАТЬ БЕСТСЕЛЛЕР?
Александр Красовицкий, директор "Фолио": "Мы не рассматриваем рукописи в следующих жанрах: детектив, фантастика, фэнтези, женский роман, детская литература. Мы эти рукописи не возьмем посмотреть, даже если это гипершедевр, и автору рукописи скажем — нет! Исключение делаем для авторов, имена которых заведомо являются брендом. Марина и Сергей Дьяченко работают с нами, и мы с ними, потому что читателю не надо объяснять, какие они хорошие — они сами себя зарекомендовали своими первыми тридцатью книжками, это исключение в области фэнтези. А для Олди мы делаем исключение в области фантастики.

Книжками становятся менее одного процента рукописей, которые попали к нам на рассмотрение. Если автор принесет специализированную книгу "Антенны" или "Гардины", или, к примеру, "500 самых известных катастроф", мы ее наверняка издадим. Я считаю, что наиболее динамичный жанр, где мы заинтересованы в авторах, это молодежный городской роман. В этом жанре проводим литературные конкурсы — скоро состоится уже третий по счету. Авторов-победителей публикуем и занимаемся их раскруткой. Из наших последних "открытий" — молодой писатель Антон Чех.