Семейная наливка Остапа Вишни

15 июля 2008, 11:07
Родной племянник Остапа Вишни рассказал "Сегодня", как его дядя спасал всю семью, любил выпить с друзьями-писателями и дважды спасся от расстрела.

Племянник О.Вишни Игорь Корж, фото О.Якушко

"Сегодня" нашла на Полтавщине родного племянника писателя Остапа Вишни. Игорь Корж постоянно живет в столице Беларусии Минске, а на лето приезжает погостить на родину — в село Грунь Ахтырского района. Здесь когда-то, после переезда с хутора Чечва жили Михаил и Параска Губенко, родители юмористов Остапа Вишни и Василия Чечвянского. Здесь же 80 лет назад в семье родной сестры писателей Анны появился на свет и сам Игорь Корж. 17 лет назад племянник Вишни купил в родном селе участок земли и старенькую хату с большой печью. Здесь он и принимал корреспондента "Сегодня".

Калитку во двор мы нашли не сразу — дом прямо утопает в саду: вишни, яблони, клумбы с алыми маками, а между ними — кирпичная дорожка к порогу. У двери нас встречает супруга Игоря Тимофеевича. Знакомимся, и через минуту Инна Игоревна устраивает для нас экскурсию по дому, полному старинной мебели и раритетных фотографий.

Реклама

МАСТЕР. "Мы все время вокруг печи ходим — видите, все комнаты как по кругу, — шутит женщина. — Вот наша гостиная с камином, а здесь Игорь Тимофеевич работает". На столе в кабинете племянника Вишни — большая фотография дяди, автора "усмишок" (портретное сходство поразительное!). А еще — старая печатная машинка, выпущенная где-то в 1930-х, сегодня такие встретишь разве что в антикварных магазинах. На просторной кухне мы невольно останавливаемся — на белой печи замерла синяя птица. "Это моя подруга сюда в гости приезжала и печку нам расписала. А здесь когда-то была дверь, но мы обклеили ее этикетками от заграничных вин и приспособили под стеллаж. Такая вот интерьерная находка", — хвастается Инна Игоревна. "Здесь и Вишня жил?" — интересуюсь. "Нет, что вы, тот дом еще в войну разбомбили. Все пишут, что сожгли, но вы не верьте, врут, – рассказывает Игорь Тимофеевич. – Все, что здесь вы видите — мебель, камин — появилось после покупки этой хаты". Игорь Тимофеевич дом обложил кирпичом, сделал электропроводку и подвесные потолки на кухне, сам оборудовал душ — он ведь мастер на все руки, рассказывает его супруга.

СЕМЕЙНОЕ. Инна Игоревна и Игорь Тимофеевич вместе уже 53 года — все это время они счастливая семейная пара. Познакомились в санатории на отдыхе, куда оба попали по путевкам, купленным родителями. "Мне тогда 17 лет было, он на пять лет старше. А спустя год я поступила во Львов на архитектуру, и мы с Игорем случайно снова встретились на улице", — вспоминает женщина. Игоря Коржа, который работал следователем по особо важным делам, Инна сразила огромными глазами, лучистой улыбкой и густой косой. Но вот что удивительно: о знаменитом родственнике Игоря Тимофеевича его супруга узнала уже после свадьбы.

"Да не принято было этим хвалиться — все-таки и Вишня, и Чечвянский были врагами народа", — признается Инна Игоревна. Но у всех членов семьи Губенко была одна общая черта: они любые проблемы решали со смехом. Причем самое отменное чувство юмора было не у самых знаменитых ее представителей. "Все они очень дружно жили и были большими фантазерами, брехунами. И знаете, мой дядя Павел (Остап Вишня) не раз говорил: "Если Катька пойдет в литературу, нам с Василием (Чечвянским) там делать нечего", — вспоминает племянник юмористов.

Реклама

Вот уже 37 лет Игорь Тимофеевич с супругой живут в Минске. "Сначала мы жили во Львове, и у нас было три комнаты, но с общими удобствами — коммуналка. И вдруг пригласили Инну Игоревну (она архитектор) на работу в Минск, и сразу дали там квартиру", — рассказал племянник писателя.

ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ И ОБАЯТЕЛЬНЫЙ
Своего именитого родственника Игорь Тимофеевич помнит как очень обаятельного человека — что бы ни случилось в жизни, дядя всегда умел найти что-то хорошее. "Дядя Павел был симпатичный, хотя и не красавец. И рыжий, а моя мама и Чечвянский были черноволосыми. Это потому, что дед — их отец — Михаил, был черный, а его жена — рыжая", — рассказал "Сегодня" Игорь Тимофеевич.

Остап Вишня запомнился всем, кто бывал у него в гостях, хлебосольным хозяином, отмечает племянник писателя. "Когда мы приезжали, он жене говорил: "Варя, я с ним говорить не буду, пока не накормишь", — вспоминает Игорь Тимофеевич. В доме Вишни племянник познакомился с Рыльским и Сосюрой, которые не раз захаживали к юмористу. "Я с ними и в Ирпени отдыхал. Приехал как-то, стою в вышитой рубашке. Варвара Алексеевна, жена Вишни, зовет дядю: "Иди, к тебе журналист с Западной Украины". Он зашел, голову наклонил и представился: "Вишня", а я засмеялся. Дядя поднял голову и говорит: "О, и тут сбрехали. Так это ж Игорь!"

Реклама

ДАРИЛ ДОМРАБОТНИЦЕ ОДЕЯЛА
Всеми любимый юморист Остап Вишня любил выпить, рассказывает Игорь Тимофеевич. "Все пил — и водку, и коньяк. Если б не пил, может, и прожил бы дольше", — говорит племянник писателя.

"В центре Киева, где сейчас цирк, был базар. И Максим Рыльский, и Владимир Сосюра, и Остап Вишня — они все любили выпить. Приходили туда, садились под повозкой и там пили. А каждый раз, когда Вишня выпивал, он покупал ватное одеяло и дарил его своей домработнице: "Будешь выходит замуж, вот тебе одеяло". Таких одеял у домработницы была целая куча", — рассказал "Сегодня" Игорь Тимофеевич.

Историю с одеялами племянник писателя рассказывает за стопочкой вишневой наливки, которую они с супругой готовят сами, — в Груне просто море вишен. "А Павел Губенко взял себе псевдоним часом не поэтому?" — спрашиваю. "Ой, он никому не говорил, откуда и почему такой псевдоним", — разводит руками Игорь Тимофеевич.

ПИШЕТ РАССКАЗЫ О ЗЛОДЕЯХ
"Такого литературного таланта, как у дядей — Вишни и Чечвянского, у Игоря Тимофеевича нет, а вот документалист он от Бога. Сейчас переписывается с архивами, поднимает неизвестные до сих пор документы о своих родственниках", — рассказала "Сегодня" его жена Инна Игоревна.

Впрочем, несмотря на то, что талантом писать юмористические рассказы, судьба Игоря Тимофеевича не наградила, племянник автора "усмишок" уже много лет пишет детективы и рассказы на криминальную тему. Благо, личный опыт общения с преступниками всех мастей у Игоря Тимофеевича имеется в избытке. Как ни как, проработал 15 лет следователем по особо важным делам во Львове.

Вот, например, одна из новелл Игоря Тимофеевича — "Перчатка подвела" о грабителе, который промышлял грабежами. "Это была реальная история, из моего личного опыта работы. История началась с того, что в одном городе задержали по подозрению в воровстве одного человека. Улик против него не было, да и алиби грабитель имел: мужчина утверждал, что якобы в ночь преступления он был у своей любовницы, и женщина это подтверждала. И собралась милиция его отпускать — ну никаких улик. Я говорю своим сотрудникам: не торопитесь, нужно с женщиной его еще раз поговорить. Я к ней, а она: я вам все открою, все как на духу расскажу, только вы меня, пожалуйста, не выдавайте. И рассказала его любовница, что в ту ночь он вернулся к ней домой с кучей денег, золотых украшений. Ничего не сказал, где что взял, только, вспоминает женщина, засыпая, любовник сказал ей как бы мимоходом: "Хоть бы перчатка не подвела". И что вы думаете? Все верно — среди улик на месте преступления мы нашли вязанную перчатку. Давай выяснять, что это и откуда она взялась. Оказалось, что ее связала нашему подозреваемому мама. Мы к старушке-матери — она опознала перчатку сына. Я пришел на допрос к преступнику, положил перед ним на стол перчатку, а он глянул и говорит: "Ну все, начальник, буду колоться". Все рассказал как на духу. А потом добавил: в следующий раз буду умнее. Правда, ему это не помогло — получил таки срок за ограбление. А потом еще шесть раз сидел в тюрьме", — рассказал Игорь Тимофеевич.

ВНЕБРАЧНЫЙ СЫН АВТОРА "УСМИШОК"
Остап Вишня был женат дважды. От первого брака у него был сын Вячеслав, который позже стал военным доктором. Когда мальчик был еще совсем маленьким, Вишня женился второй раз, влюбившись в молодую яркую актрису театра Варвару Маслюченко, которую впервые увидел в Харькове на спектакле "Жанна Д'арк". Заядлый театрал, Вишня не пропускал ни одного ее спектакля, и, бывало, последние деньги тратил на букет фиалок для любимой актрисы. В этом браке детей у писателя не было, он воспитывал дочь Варвары Марию. После женитьбы на артистке Варваре Маслюченко с сыном Вячеславом писатель не часто общался, вспоминает Игорь Корж. Вишня был очень привязан к жене Варваре, да и она сопровождала мужа в десятилетней ссылке.

Когда писателя осудили к 10 годам лагерей, обвинив в "убийстве Постышева", Варвару Маслюченко уволили из театра и приказали ей выехать из Харькова. Мужа отправили в один из лагерей ГУЛАГа — Ухтпечлаг, и женщина с маленькой дочерью на руках осталась без каких-либо средств к существованию. Несколько месяцев она добивалась права жить рядом с мужем. После долгих хлопотаний и обивания порогов ей все же разрешили перебраться к мужу в лагерь. Вместе с дочкой она проехала почти две тысячи километров к любимому. Но радость от встречи была недолгой. Через месяц ей сказали, что семья не имеет права жить вместе с арестантом, и Варвара с дочерью вынуждены были уехать. О том, что отец был в лагере, сын Вячеслав узнал только много лет спустя.

Однако был у автора "усмишок" и внебрачный сын, говорит Игорь Корж. "В 1917 году Остап Вишня работал в киевском железнодорожном госпитале. И там он познакомился с девушкой, а спустя какое-то время она оказалась в интересном положении. Дядя Павел об этом не знал, он уже и из Киева уехал. После рождения малыша, которого назвали Юрием, женщина вышла замуж за некоего Сикорского, а тот усыновил мальчика. Во время Великой Отечественной войны Сикорский погиб, и только после его смерти женщина наконец рассказала сыну, кто же его настоящий отец. Юрий Сикорский в освобожденном Харькове отыскал квартиру Остапа Вишни. Пришел к нему в гости, а Варвара Алексеевна говорит, что, мол, нельзя, Вишня болеет. А Сикорский: я только с фронта, очень нужно увидеться. Заходит, а юморист практически сразу признал в госте родню. Присмотрелся и спрашивает "А как же зовут твою мать? Уж больно ты на меня похож", — рассказал "Сегодня" родной племянник писателя.

ПИСАТЕЛЮ УДАЛОСЬ ДВАЖДЫ ИЗБЕЖАТЬ РАССТРЕЛА
Павлу Губенко дважды повезло избежать смерти. В первый раз в 1921-м, когда в Киеве его арестовали большевики как особо опасного преступника — за то, что не только служил в войсках УНР, но и печатал свои фельетоны в эсэровской прессе. Тогда еще начинающего автора осудили к расстрелу, а для исполнения приговора его отправили в Харьков. Но как раз в это время он стал здесь известен. Вместо того, чтобы расстрелять, писателю... дали комнату в коммуналке — рассказывают, что харьковским чиновникам очень уж нравились фельетоны Вишни. Кто-то замолвил слово за писателя — и спас ему жизнь.

Второй раз избежать смерти Остапу Вишне удалось в 1937-м, в лагере: в ГУЛАГе, чтобы освободить места для новых заключенных, тех, кто давно сидит, отправляли на расстрел. В число смертников попал и украинский писатель. На расстрел его погнали в другой лагерь — за 800 километров. Пока Вишня шел, начальника Ухтпечлага успели расстрелять, а новое начальство лагеря отменило смертный приговор Вишне, почему — до сих пор загадка.

Освободили Вишню из лагеря в 1943-м — его близким друзьям Александру Довженко, Юрию Яновскому и Николаю Бажану удалось выхлопотать освобождение друга: Сталина убедили в том, что стране в военное время особенно необходимы его "усмишки".

"ВИШНЯ ВСЕГДА СТАРАЛСЯ ПОМОЧЬ РОДСТВЕННИКАМ, ЧЕМ МОГ"
В помощи братьям и сестрам известный юморист не отказывал, но поддержать всех не мог — уж слишком много было у Вишни родни. "Везде в литературе пишут, что в семье Губенко было 17 детей, а моя мама говорила, что 22, только не все детки выжили, вот и считали тех, кого успели покрестить", — вспоминает Игорь Тимофеевич.

После репрессий над Остапом Вишней для семьи Губенко начались тяжелые времена. "Дядю Павла в декабре 1933 года арестовали, а мы тут, в Груне, от голода пухли", — вспоминает Игорь Тимофеевич. После расстрела юмориста Василия Чечвянского его жену Надежду Губенко посадили в тюрьму, а детей, 13-летнего Павла и 9-летнего Виктора, отправили в детский дом НКВД в Ульяновской области. Игорь Тимофеевич рассказал, что, когда нужно было определить год рождения его двоюродного брата Виктора, врач в детдоме сделала это на глаз: попросила показать зубы.

Впрочем, после того, как Вишню реабилитировали в 1943 году, писатель как мог старался поддержать своих родственников. Одного из братьев Игоря Тимофеевича, Юрия, пока их отец был на войне, даже воспитывали в семье Вишни. После войны, в 1946 году, семья Анны Губенко и Тимофея Коржа переехала в Карпаты. Игорь закончил школу в Ивано-Франковской области, а затем поступил на юридический факультет Львовского университета.