Семья Мустафы Джемилева живет на самозахвате в доме с тамгой

2 декабря 2011, 09:07
В мансарде Джемилевы устроили музей

В доме хозяйничает Сафинар-ханум. Фото: А. Лохвицкого

Дом в Бахчисарае, где сейчас живут Джемилевы, стоит на самозахвате. "В 1991-м году, когда было выбрано это место для новых поселений, люди забивали колышки в свои участки, ставили палатки и жили в них, – вспоминает жена Мустафы Джемилева Сафинар-ханум. – А госакта у нас до сих пор нет. Мустафа прописан в Киеве, а я – на колышке. Так и записали в паспорте: "Участок №100".

Джемилевых в округе знают все и с радостью показывают дорогу. Впрочем, не заметить их дом тяжело – на трехэтажном здании с мансардой красуется тамга – герб крымских татар.

Реклама

На первом этаже – мини-спортзал. Здесь каждое утро занимается сам Мустафа-ага: подтягивается на перекладине, тренируется на велотренажере. На третьем этаже – кабинет хозяина дома. Здесь, по словам Сафинар-ханум, нельзя наводить порядок даже ей, чтобы не нарушать творческого хаоса: повсюду документы, газеты и книги, компакт-диски. На столе красуется белый фарфоровый пес: вместо глаз – камни, на шее – галстук из страз. Сам хозяин кабинета – не любитель украшений. Уже много лет носит только один перстень с синим камнем и гравировкой "Химический корпус Армии США" – такие дают выпускникам американских военных академий. По словам Джемилева, его ему подарил один турецкий бизнесмен.

Читайте интервью: Мустафа Джемилев: "ФСБ выделила на раскол среди крымских татар $20 млн"

Время от времени стопки газет и журналов Мустафа-ага лично подшивает и перемещает в специальную комнату в мансарде, где размещается архив прессы – десятки тысяч экземпляров. Чтобы попасть туда, нужно пройти через настоящий музей, который организовала Сафинар-ханум. Огромная комната уставлена подарками, которые презентуют ее мужу: сабли, картины, книги, посуда. Однако самый дорогой его сердцу экспонат – радио, подаренное академиком Сахаровым. "Когда он получил Нобелевкую премию, то делал подарки заключенным. Ко мне на ссылку в Якутию приехала правозащитница Татьяна Осипова и привезла этот приемник", – вспоминает Джемилев.

Реклама

В доме хозяйничает Сафинар-ханум. Жена главы междлиса сама куховарит, следит за порядком, но не считает себя домохозяйкой – она вот уже 17 лет возглавляет Лигу крымскотатарских женщин. Мустафа-ага шутит: "Началось с шантажа. Создала свою организацию, приходит ко мне: "Вот нам нужны офис и техника. Если поможете, не будем выступать против Меджлиса". Сама Сафинар считает, что их семья не должна жить обычной обывательской жизнью, а они с мужем не могут принадлежать себе.

Смотрите ФОТО: Как живет лидер Меджлиса Мустафа Джемилев

Впрочем, и познакомились они благодаря национальному движению. "Мой первый муж умер, и осталась я одна, – вспоминает Сафинар-ханум. – Казалось, что жизнь кончилась. Решила хотя бы помочь своему народу. Стала встречаться с разными людьми, которые рассказали о Мустафе". Когда выдалась возможность передать ему письмо в ссылку, она написала, что готова продать свой дом и отдать вырученные деньги на пользу движения. Он ее от подобного поступка отговорил. Завязалась переписка, а вскоре молодая активистка приехала к Джемилеву в Якутию. С тех пор они всегда вместе.

Реклама

"Он все свое искусство эпистолярного жанра вкладывал. Так писал… Вот я и не выдержала", – смеется Сафинар-ханум. А ее муж с улыбкой вспоминает, как она защищала те самые письма при обыске, как их все же забрали сотрудники КГБ, а она ходила к ним ругаться и таки вернула половину посланий. Вторая половина канула в лету.