Чем богаты монастыри Одессы: золото, квас и икона для Ющенко

19 апреля 2011, 20:17
В одесских обителях угощают вином, вырезают иконы и вышивают пасхальные яйца

Пасхальные яйца. Фото О.Константинова

Одесские православные вовсю готовятся к главному христианскому празднику – Пасхе, – до которого осталось меньше недели. На большой кухне Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, что на Успенской улице, все людские ресурсы брошены на изготовление куличей. Их здесь делают прямо-таки в промышленных масштабах — сотнями и тысячами. "Разойдутся по всему городу. В тюрьму партия уйдет, в дом инвалидов, по детдомам и интернатам. До праздника еще почти неделя, а мы уже тонну муки потратили!" — рассказывает начальница кухни матушка Ефросинья.

Перед началом рабочего дня монахини и послушницы получают благословение и молятся. Иногда заказывают молебен. И только после этого приступают к изготовлению съедобного праздничного атрибута. Тесто замешивает специальный электроагрегат емкостью 15 литров. Когда масса поднимается, ее делят на части, формуют и выпекают в печи. Потом мажут верхушку белоснежной "помадкой" и посыпают присыпкой. Паска готова.

Реклама

Мастерицы работают в тяжелых условиях. Фото О.Константинова

Процесс этот только кажется легким — достаточно сказать, что на кухне, где орудуют хозяюшки в рясах, стоит адская духота, градусов 40, не меньше! Мы, например, больше пяти минут не выдержали…

Реклама

После долгих уговоров матушка Ефросинья поделилась с "Сегодня" своим авторским рецептом кулича. Правда, все пропорции даны для больших партий, так что, не обессудьте. Итак, для 80 стандартных пасок необходимы: 10 литров молока, 90 штук яиц, достаточное количество муки ("Пока не вберется", – пояснила монахиня), 3 кг сливочного и 2 литра постного масла, 3 литра сливок, лимон, изюм, корица, ваниль, бадьян, мускатный орех, кардамон. Это на тесто. Для "помадки" требуются яичные белки, сахарная пудра и ваниль (все взбивается миксером). Присыпку можно использовать магазинную.

ИКОНА ДЛЯ ЮЩЕНКО. Но церковные умельцы не только куличи выпекают. Еще в женском монастыре могут похвастаться своими резчиками по дереву (между прочим, мужчинами), золотошвейками и иконописцами. "Вот, на днях поставили большие двери в нашем храме Архангела Михаила. Два года делали!" – с гордостью показывает дело своих рук бригадир резчиков Николай Адамин. Двери и, в самом деле, потрясают – выполненные в технике т.н. глухой резьбы, с рельефными изображениями Спаса Нерукотворного, архангелов Михаила и Гавриила, роскошным орнаментом и цитатами из Писания. Лет эдак через 100 труд одесских скульпторов наверняка станет памятником искусства.

Реклама

На двери храма ушло два года. Фото О.Константинова

Бывший мастер-модельщик завода радиально-сверлильных станков Николай Адамин попал в монастырь по приглашению игуменьи Серафимы: "Впервые пришел по объявлению – на субботник. Потом дарил им несколько раз поделки свои. Вот она мне и сказала как-то: кончай, мол, благотворительностью заниматься, иди к нам. Я согласился. Набрал людей и создал мастерскую".

Подчиненные Адамина снабжают всю епархию резными киотами (деревянные "шкафчики" для икон), самими иконами, жертвенниками, аналоями, дароносицами и прочими церковными принадлежностями. А одно из их творений украшает коллекцию самого Виктора Ющенко. "Пришли к нам из облУВД, принесли икону 16-го века и попросили сделать киот. Мы сделали, и они подарили все это Виктору Андреевичу, он еще президентом был", – рассказывает Николай.

Николай Адамин с еще не готовой иконой. Фото О.Константинова

"Дерево, оно – как живое, – орудуя резцом, поясняет один из работников мастерской Илья. – Сегодня может быстро выйти узор, а завтра застопорится все. Но это, как говорят, дело мастера боится. Добавим усилий – и готов шедевр".

Мастера, хоть и миряне, стараются соблюдать монастырский устав, регулярно постятся и молятся. Наверное, поэтому у них почти не получаются "гражданские" вещицы: "Не идет как-то работа на нерелигиозную тематику, постоянно что-то мешает, видимо, не случайно", – признаются они. Идеи для творчества резчики черпают в антикварных магазинах, Интернете и собственных головах. Но от канонов и традиций стараются не отходить. "Смотрите, у нас орнаменты в основном растительные, это византийская школа, а на Западной Украине, у греко-католиков, – сплошная геометрия. Как по мне, наши узоры красивее", – говорит Илья.

В мастерской. Фото О.Константинова

Стараются сочетать фантазию с жестким каноном и монастырские золотошвейки. Обычно они занимаются церковными облачениями и шитыми иконами (одна даже украсила резиденцию Патриарха Кирилла), но сейчас их основная работа – пасхальные яйца. Деревянные заготовки покрывают причудливыми узорами из бисера, добавляя элементы бижутерии и маленькие образочки с ликами святых, Христа и Девы Марии. Выходит почти как у Фаберже. "Это очень кропотливый труд, ведь каждой бисеринке нужно найти свое место. На одно яйцо уходит иногда два месяца, – поделилась с нами работница мастерской Анна. – Но с молитвой и творческим вдохновением работа спорится, усталости не замечаешь".

Фото О.Константинова

Фото О.Константинова

КВАС БЕЗ ДРОЖЖЕЙ И МОНАСТЫРСКОЕ ВИНО

Вообще, свои предметы гордости есть у каждого нашего монастыря. Так, Иверский (у Школьного аэродрома) конкурирует с Михайловским в резьбе по дереву и реставрации икон. Кроме того, там есть своя пекарня, причем весьма неплохая. Монахи шутят: некоторые прихожане посещают службы только для того, чтобы полакомиться монастырскими пирожками с самыми разными начинками. "Никакого секретного рецепта нет, просто мы, как в том анекдоте: "Евреи, не жалейте заварки!", – ничего не жалеем", – смеется настоятель монастыря отец Диодор.

А в Свято-Ильинской обители, на Пушкинской, делают свой овсяный квас с медом. По уникальной старинной технологии – без дрожжей: монахи утверждают, что дрожжевые грибы вредны для человеческого организма.

"Кроме того, в отличие от заводского наш квас практически не портится, только кислее становится со временем", – заявили нам в монастырской лавке.

Ну и, конечно, в винодельческом регионе не может не быть монастырского вина. Собственный хмельной напиток изготавливают в трех монастырях: мужском Свято-Никольском (Измаил) и двух женских, Рождества Богородицы у Болграда и в Спасо-Преображенском под Татарбунарами. Причем делают, как сладкий кагор для богослужений, так и сухое вино – для повседневного употребления. Благо устав не всегда, но позволяет. Естественно, в умеренных дозах и с водой. Вино, говорят соседи монастырей, – превосходное.