Чем живут натурщики: обнаженка за 33 гривни в час, травмы и свадьба

20 ноября 2016, 11:00
Модели позируют по восемь часов, терпят боль и пьют чай во время позирования голышом

В харьковской академии. Натурщики позируют по несколько часов с перерывами каждые 45 минут.

С первого курса студенты художественных академий учатся рисовать людей с натуры, к услугам позеров прибегают и состоявшиеся художники. Эта профессия окутана различными мифами, о ней мало знают люди не из мира искусства. "Сегодня" выяснила, кого берут в натурщики, о чем думают художники, рисуя обнаженных людей, и сколько готовы платить позерам

.В поисках ответов на вопросы мы отправились в Харьковскую государственную академию дизайна и искусств (ХГАДИ) — одно из старейших художественных учебных заведений Украины. Лаборант кафедры живописи Людмила Заволока рассказывает, что в послевоенные годы ректор вуза лично отбирал натурщиков: желающие работать приходили на кастинг и выстраивались в ряд, из которого выбирали наиболее подходящие типажи. Сейчас в академию устроиться проще, но в этом году натурщиков не хватает. По словам Людмилы Заволоки, многие не знают об этой профессии, а другие не хотят обнажаться. Да и платят за статичную работу немного: за час позирования в одежде — 24 гривни, обнаженным — 33. В месяц с напряженным графиком можно заработать порядка 3000—4000 гривен.

Реклама

В позеры частенько идут пенсионеры либо студенты. Работать приходится по несколько часов, замирая на 45 минут и делая короткие 10-минутные перерывы между занятиями. Преподаватель кафедры рисунка Олег Омельченко рассказывает, что для обнаженного позирования в академии ценят хорошо сложенные тела. Рост, вес и объемы не имеют значения, но предпочтение отдают мужчинам атлетического телосложения, чтобы была видна анатомия, мускулатура и кости, а у женщин важны пластичность, пропорциональность и красивые изгибы. Отбирая натурщиков для живописных работ, в академии обращают внимание даже на загар. Иногда моделей просят не ходить на пляж, поскольку цвет тронутой солнцем кожи тяжело передать красками.

За час  позирования  в одежде  платят 24 грн,  обнаженным — 33.

В, казалось бы, размеренной и спокойной работе натурщиков случаются и курьезы. "Когда-то студенты рисовали двойную постановку. Щупленькая женщина лежала, а крупная — стояла над ней и держалась за опору. В процессе работы стоящая уснула и рухнула всем весом на лежащую, которая тут же принялась кричать и ругаться. Занятие проводил ректор, который тут же засуетился, но не мог поднять модель в теле", — вспоминает Людмила Заволока.

А художница Виктория Телетьен связала судьбу с профессиональным натурщиком. "Мы познакомилась с ним в академии, когда он позировал в нашей группе. С тех пор много рисую, теперь уже супруга, он выразительный", — поделилась художница.

Реклама

Встретить натурщиков можно и в частных мастерских. В Харькове в одной из них даже проходили "вечерние наброски", куда порисовать обнаженную натуру по вечерам приходили студенты художественного училища, академии и просто любители.

Вечерние наброски. Занятие для всех желающих.

Реклама

Для студентов. Важна мускулатура и пластика.

РАДИ ДЕНЕГ: ПОЗИРОВАНИЕ ПО ДЕВЯТЬ ЧАСОВ И ОБМОРОК

Харьковчанка Валерия Бучук о важности работы натурщиков знает не по наслышке, ведь сама не только позирует, но также рисует и фотографирует. Позировать она начала несколько лет назад для студентов столичной Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Девушка вспоминает: тогда молодых моделей в вузе было мало, и она была очень востребованной. На кафедре рисунка даже проходила выставка портретов Валерии.

В будни девушка работала по девять часов, а в выходные позировала в частных мастерских художников, где платили в три-четыре раза больше. После небольшого перерыва в работе нужда заставила Валерию снова стать натурщицей. "Самое сложное — не двигаться. Когда начинает что-то затекать, приходится терпеть боль. Спустя два года работы у меня начались проблемы с кровоснабжением ног, поэтому сейчас я позирую немного — по четыре часа в день. Однажды, стоя в контрапосте (прием изображения фигуры, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. — Авт.), опираясь на одну ногу, я упала в обморок, — вспоминает Валерия. — Эта работа привлекает меня тем, что можно полностью отдаться собственным мыслям. Как-то я работала кассиром в магазине, а это, уж поверьте, намного тяжелее".

Девушка уверяет: главное качество для натурщика — пластичность и умение красиво стоять, выразительно изображая движение. Позирует девушка как одетой, так и обнаженной, и уверяет, что никогда не сталкивалась с непристойными предложениями от художников или студентов. "Отношение к обнаженной натуре в нашей среде очень спокойное. Задача студентов — правильно изобразить тело на полотне, они не думают о том, что перед ними обнаженная девушка — они работают с материалом, видят натурщицу как пластическое цветовое пятно", — рассказала Валерия.

Для натурщика важна пластика.

Валерия рисует и позирует.

ОПЫТ: ТЫСЯЧИ ПОРТРЕТОВ И ОБЩЕНИЕ

Владимира Пестрякова можно назвать натурщиком-ветераном: он работает в Харьковской госакадемии дизайна и искусств уже 16 лет. Мужчина занимался наукой в Институте низких температур и всегда увлекался искусством. После выхода на пенсию знакомые предложили ему попробовать поработать в ХГАДИ натурщиком. С тех пор разные поколения студентов написали с Пестрякова тысячи работ.

Сейчас 81-летний Владимир Александрович работает инженером на кафедре общей и экспериментальной физики Национального технического университета ХПИ и, несмотря на возраст и поврежденное бедро, по несколько раз в неделю приходит позировать в академию. "Это непростая работа, но мне она нравится. Пока позирую, общаюсь со студентами на самые разные темы, ведь я очень разносторонний человек. Я люблю искусство, разбираюсь в нем, еще в 1980-е окончил курсы при художественном музее, где узнал многое о живописи и графике. Эта работа — мой вклад в искусство", — поделился харьковчанин.

Ранее Владимир Пестряков позировал по восемь часов в день, сейчас же в силу возраста — в два раза меньше. "Все позы требуют терпения, но есть очень тяжелые. Как ни странно, достаточно тяжело позировать лежа. А вот стоя я уже практически не позирую", — рассказал нам Владимир Александрович. Бывает, что некомфортно позировать обнаженным из-за холода в аудиториях, но в академии стараются создать комфортную атмосферу для работы: устанавливают обогреватели, всегда можно выпить теплый чай.

Опытный натурщик с радостью указывает на свои портреты, которые в качестве лучших работ студентов украшают стены учебного корпуса. На графических рисунках Владимир Пестряков напоминает жителя какой-то арабской страны. По словам натурщика, все его позы и образы тщательно продумывают преподаватели, а иногда и сами студенты. От себя он может внести лишь небольшие изменения, позволяющие позировать ему более комфортно.

Дома Владимир Пестряков собрал целую коллекцию этюдов, эскизов, картин разных авторов, есть среди них и его портреты, подаренные талантливыми студентами. Харьковчанина можно часто встретить на выставках. А свою физическую форму, которая позволяет выдерживать статические позы, он с молодости поддерживает баскетболом. Даже с больной ногой Владимир Александрович метко забрасывает мяч в кольцо.

Опытный натурщик. 81-летний инженер увлекается баскетболом.

В академии. Владимир Пестряков (сидит) на студенческой работе.

АТМОСФЕРА: В НАТУРЩИЦЫ — ИЗ ОФИСА

Еще студенткой Лина Ткаченко начала работать натурщицей по приглашению одноклассницы, которая поступила учиться в ХГАДИ. Девушка сразу согласилась позировать обнаженной. Вспоминает, что в вузе ее подготовили к предстоящей работе, студенты помогли расслабиться, поддерживали, и все прошло весело и легко.

По образованию Лина экономист, но эта профессия оказалась ей не по душе. "Мне очень нравится творческая атмосфера. Я привязываюсь к каждой группе, с которой долго работаю, мы дружим со студентами. Мне очень интересно наблюдать за тем, как они развиваются, я в курсе всех современных художественных течений. Попав в обычный офис, я растерялась. Были совсем другие люди, совершенно другие темы для разговоров, и я вернулась в академию. Эта работа мне действительно интересна. Я даже сама захотела стать художником, но у меня нет таланта к рисованию", — рассказала Лина.

Профессия накладывает отпечаток на суставы и мышцы: по прошествии 10 лет девушка не всегда может долго стоять, и иногда отказывается от таких положений. Впрочем, к усталости в академии относятся с пониманием, и временами позволяют делать более частые передышки. "Бывают такие положения, которые невозможно выдержать долго, например, с упором на бедро или колено", — добавляет Лина. Рабочее напряжение она снимает утренней и вечерней разминкой, иногда — йогой.

Увлечение. Лина Ткаченко мечтала стать художником.

ПОЗЕРЫ РЕПИНА: РОДНЯ И ДЬЯКОН

Один из известнейших живописцев Харьковщины Илья Репин также любил рисовать с натуры. Как рассказали "Сегодня" в Художественно-мемориальном музее им. Репина в Чугуеве, одним из первых ему позировал дьякон Иван Уланов. Изначально портрет был этюдом к картине "Крестный ход в дубовом лесу", но в итоге стал самостоятельным произведением, известным сейчас как "Протодиакон". Колоритного священнослужителя оценил известный художник Иван Крамской, а композитор Модест Мусоргский называл его "огнедышащей горой". "Также в Чугуеве Репину позировал супруг его крестной — Иван Радов, портрет которого в Париже выставили под называнием "Тайна мужика с дурным глазом" из-за разговоров о том, что мужчина обладал способностью кого-либо сглазить", — рассказывают в музее. Поговаривают, что силу дурного глаза натурщика почувствовал на себе и художник. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее. Еще одна модель Репина — чугуевская красавица Софья Любицкая. Нежные цветы в волосах подчеркивают естественную красоту, а насыщенный красный фон помогает выделить светлое лицо и глубокий взгляд. Позировал Илье Ефимовичу и его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, которому он был благодарен за знакомство с акварельными красками и обучение рисованию.

Иван Уланов. Этот портрет оценил Мусоргский.

Интимный портрет Любицкой.

ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЧУЖИЕ РУКИ

Художники полагают, что половину успеха картины составляет работа модели. Однако для мэтров зачастую позируют и непрофессиональные модели, которых они находят среди своих друзей и родственников. У каждого мастера — свой способ работы с позерами. "От своих моделей я жду, чтобы они поймали витающую в воздухе идею и самостоятельно импровизировали. Лучше всего позирующий человек раскрывается, когда находится в естественной для себя позе. Тогда он выявляет характер и самые лучшие качества своего телосложения. Для этого нужно, чтобы модель расслабилась. Поэтому я стараюсь разговорить своих моделей, чтобы они забыли о том, что позируют", — поделился художник Олег Омельченко, чьи работы находятся в частных коллекциях и музеях Украины и Европы.

Иногда мастера рисуют с натуры человека не полностью, а лишь некоторые части. Так, рисуя кобзаря с бандурой, Омельченко изобразил на полотне руки собственного отца, который во время написания картины позировал с гитарой, чего на картине, конечно же, нет.

Периодически живописцы из разных регионов Украины приезжают в Харьковскую область на пленэры в село Нескучное, на родину знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. Во время подобных выездов удается уговорить местных селян попозировать для будущего шедевра. "Семья, у которой мы останавливались по время пленэра, охотно согласилась поработать. Мы писали родителей и детей во дворе в их повседневной одежде, а портреты подарили им на память", — рассказал художник Андрей Ключников.