"Черные" доходы военных: жилье, бензин, мусор и спирт

16 февраля 2012, 08:02
"Сегодня" выяснила, на чем наживаются командиры и офицеры частей

Военные нелегально зарабатывают на строительстве, вывозе мусора и даже уборке снега. Фото: gs.sloboda.net

За 2011 год военная прокуратура Одессы привлекла к уголовной ответственности 14 офицеров. "С момента вступления в действие нового антикоррупционного закона (1 июля 2011 года. — Авт.) военной прокуратурой внесено 12 представлений на устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям, возбуждено 6 уголовных дел по преступлениям с признаками коррупции. В результате государству возмещено 368 тыс. грн", — рассказал нам заместитель военного прокурора Одесского гарнизона Владимир Лузан.

"Сегодня" выяснила, что же кроется за этой сухой отчетностью, а проще говоря — на чем наживаются командиры и офицеры частей.

Реклама

БЕНЗИН. По словам майора одной из одесских воинских частей Игоря К., особой популярностью среди воров в погонах пользуется топливо — бензин и солярка, предназначенные для военной техники. "Кража ГСМ (горюче-смазочных материалов — соляры, керосина, бензина и масла для двигателей. — Авт.) среди одесских командиров частей традиционно и за преступление не считается. Этим не брезгуют все, кто причастен к технике, — от начальников складов ГСМ до водителей грузовиков и личных машин начальства", — рассказал нам офицер.

В отличие от рядовых водителей-солдат, которые сливают из бака ведомственного авто несколько литров топлива, самые масштабные хищения бензина, уверяет военнослужащий, происходят с ведома командования части и начальников складов ГСМ. "Зимой топливо воруют под видом заправки техники, которая должна заниматься снегоуборкой. Выпал снег на аэродроме — командиры в служебных отчетах пишут, что на уборке снега пять суток работало 2—3 трактора. На самом деле снег убирали солдаты лопатами. Под это можно списать до тонны соляры, ценой от 9 грн за литр", — признался Игорь К.

По словам его коллеги, капитана ВВС Владимира, порой командиры даже не направляют солдат на уборку снега. "Ждут, пока он сам растает. Зато в рапортах приводят цифры количества единиц техники, которая "работала" на уборке взлетно-посадочных полос. Самолеты в наших частях не летают, а вот деньги на содержание аэродрома выделяются. За зиму можно "сэкономить" 10—20 тыс. грн, — утверждает летчик. — Еще часто командиры частей заправляют личные машины гостопливом. А задача начальников складов ГСМ — придумать повод для списания бензина".

Реклама

МУСОР. По словам наших источников в армии, военное начальство также умудряется зарабатывать... на мусоре и строительстве. "На все расходы части Минобороны выделяет деньги. Например, на вывоз мусора. Но и тут командиры экономят, — рассказывает Игорь К. — Скопившийся мусор солдаты зарывают на территории части, а то и просто выносят в мешках — в "альтфатеры". А по документам отходы из части вывозит дважды в неделю частная компания. Ее в нашей части никто не видел — командир договорился за откат с хозяином фирмы". Деньги на строительство складов и общежитий командиры, по словам нашего собеседника, кладут в карман. Зато объекты возводятся руками солдат. "Мы полгода строили своими силами новый вещевой склад. Командир заявил, что на возведение помещения не отпущено ни копейки. Потом я увидел в его отчете, что на строительство и стройматериалы было "потрачено" 30 тыс. грн, а строили склад якобы вольнонаемные рабочие", — возмущается офицер.

Рота из Вьетнама в общаге

Реклама

По словам офицера ВВС Владимира, способы подзаработать командиры изобретают на ходу. "Например, в нашей части за $400 можно получить прописку в нежилом общежитии. В давно заброшенном и полуразрушенном доме за последние пару лет прописалось несколько десятков вьетнамцев! Милиция в нашу часть не попадает, поэтому такая услуга очень популярна среди иностранцев. Офицеры у нас даже шутят, что скоро можно будет сформировать целую вьетнамскую роту", — признался "Сегодня" Владимир.

Между тем, рассказывают нам солдаты, начальники других армейских служб тоже не про тив "левого" дохода. "Перед демобилизацией у нас, тридцати солдат-срочников, вымогал деньги замполит нашей части (офицер, отвечающий за моральный облик военнослужащих-срочников. — Авт.).

Одним "дембелям" замполит пригрозил задержать отправку домой, другим — "волчьим билетом": плохой характеристикой. Всем был поставлен личный план — одни должны были скинуться по 100 гривен на новое кожаное кресло для замполита, другие — за свой счет отремонтировать комнату отдыха в части. Я служил не очень хорошо, несколько раз нарушал дисциплину, поэтому мне грозила плохая характеристика. Из-за такого документа я мог после службы не поступить в институт. Однако за 300 гривен наличными замполит согласился расписать в бумаге, как я замечательно служил", — вспоминает отслуживший срочную службу в одесской части Вячеслав.

К слову, помимо военной прокуратуры, борьбу с коррупцией в армии ведет еще военная служба правопорядка. Однако, как выяснила "Сегодня", ни одного вора в погонах служащие этой структуры пока не задержали.

"Воровали спирт"

По словам подполковника в запасе Юрия Бродникова, во времена Союза в армии традиционно воровали... спирт. "Спирт выдавался для чистки оптики и контактов в аппаратуре. Но по назначению он никогда не доходил — офицеры выпивали. А технику чистили ваткой, смоченной водой", — вспоминает военный.