Что ЖЭКи должны одесситам и как приручить коммунальщиков

13 мая 2011, 20:29
Эксперты советуют: "Подписывайте договора и требуйте перерасчета квартплаты".

Одесситы все чаще жалуются на некачественные коммунуслуги — горячая вода не превышает и 50 градусов, подъезды и дворы не убираются, а устные жалобы в ЖКС результатов не дают. Особо смелые обращаются с жалобами в суд, но тяжба с коммунальщиками длится годами. "Сегодня" выяснила, что входит в обязанности ЖКС и как заставить недобросовестных чиновников работать.

Все услуги ЖКХ четко прописаны в решении исполкома 2010 г. о начислении квартплаты. Список меняется лишь в зависимости от наличия структурных элементов — электроплитки, лифта, туалета, клумб на прилегающей территории. Чтобы контролировать выполнение услуг в своем доме, нужно заключить типовой договор с горвластями о предоставлении таковых. "Мы пытались внедрить эти договора еще с 2004-го. Закончить процесс так и не удалось. На январь 2011-го подписано около 70% договоров", — рассказывает экс-заммэра ЖКХ Валерий Матковский. Сами одесситы уверяют, мол, договор — несовершенен. "Это единственный документ, который может защитить потребителя коммунуслуг от исполнителя. Но в одесском договоре нет исполнителей! — возмущается одессит Олег Дмитриев, который не оплачивает коммунуслуги уже 10 лет и судится с КП "Теплоснабжение". — Официально договор заключается только с "Одессагазом" и "Энергосбытом". А кто предоставляет остальные услуги, не указано. То есть, де-факто, жаловаться не на кого!".

Реклама

Еще один камень преткновения в договоре, по мнению одесситов, — формулировка о предоставлении услуги "по мере необходимости". "Должны быть прописаны конкретные условия и время. Так, например, ремонт конструктивных элементов здания выполняется "по мере необходимости", а платим мы за него самую крупную сумму в договоре (1,52 грн. за кв. м), — говорит жительница поселка Котовского Татьяна Спинатиева. — При этом ремонт не выполняется, несмотря на постоянные обращения жильцов в ЖКС "Северный". Потому как, согласно формулировке, ЖКС его сделает лишь тогда, когда сам посчитает нужным".

Незаконным называют одесситы и начисление платы за уборку придомовых территорий. "Стоимость рассчитывается по техпаспорту строения, где указана площадь придомовой территории. В Одессе паспорта есть только у 40% домов, площадь остальных не подкреплена документами", — говорит Дмитриев. В горсовете парируют: "Мы знаем об этой проблеме и пытаемся разобраться, но управление ЖКХ пока не предоставило для этого документы", — говорит представитель гордепкомиссии по ЖКХ Юрий Кривенко.

Реклама

Экс-заммэра Валерий Матковский не отрицает, что договоры не идеальны, но уверяет: без них доказать в суде что-либо горожане не смогут. "Жильцы без договоров продолжают оплачивать "коммуналку" по квитанциям — как при Союзе, — говорит экс-чиновник. — Для ЖКС единоразовая проплата по такой квитанции — это признание договорных отношений. Но в документе не указаны сроки предоставления услуг и ответственные за их выполнение, то есть, если потребителя не устраивает качество услуги, в суд идти бессмысленно, так как в квитанции не прописана ответственность перед потребителем".

При этом заммэра по ЖКХ Николай Рубля отмечает, что если какой-то из пунктов договора не выполняется, об этом нужно сообщить в ЖКС с требованием перерасчета квартплаты.