"Чтобы снимать свое кино, я закладываю имущество"

21 октября 2008, 13:38
О том, как польскому режиссеру пришла в голову идея снять фильм об Украине, где он нашел деньги на этот проект и почему украинский кинематограф находится на гране вымирания в эксклюзивном интервью "Сегодня" рассказал пан Гофман.

Пан Гофман никогда не расстается со своим счастливым беретом.

Казалось бы, об Украине снято достаточно много фильмов: здесь и документальные картины со времен Второй мировой, и политические об Оранжевой революции, хроники голодомора и Чернобыля. Но одной работы, охватывающей все наиболее значимые события, до сих пор и не было.

Исправить ситуацию вызвался известный польский режиссер Ежи Гофман, который в минувшую субботу в Донецке презентовал свою новую работу "Украина": четыре серии по пятьдесят минут, в которых говориться о становлении, борьбе и выживании нашего государства со времен крещения Руси до дня сегодняшнего.

Реклама

О том, как польскому режиссеру пришла в голову идея снять такой фильм, где он нашел деньги на этот проект и почему украинский кинематограф находится на гране вымирания в эксклюзивном интервью "Сегодня" рассказал пан Гофман.

— Моя покойная жена была киевлянка, и в столице Украины у меня осталось очень много друзей. Кроме того, картина "Огнем и мечом" получила самые лучшие рецензии в Польше и Украине. Именно после этого я начал задумывать об экранизации истории украинского народа.

— В каких городах проходили съемки? Донецк попал в кадр?

Реклама

— Да, но не современный, а еще тот, что был при Юзе. В этой части фильма речь шла об индустриализации государства. Кроме того, нельзя было не поехать на Хортицу, где зарождалась Запорожская Сечь. Также мы были в Киеве и Крыму, где остались старые крепости. Не могли не заехать на западную Украину, в частности, во Львов. В общем, мы исколесили вашу страну вдоль и поперек. Наша группа запечатлела все то, чего мы не видели в других картинах такого рода. Кроме того, нам открыли фото и киноархивы. Мы создали очень серьезную базу. На данный момент это самый полный и наиболее достоверный архив истории Украины в целом.

— Ну, наверняка, этот материал должен заинтересовать наше Министерство образования?

— Я искренне на это надеюсь. Я мечтаю, чтобы этот фильм попал "под крышу, под кровлю", как писал господин Мицкевич, и завоевал сердца украинцев. Ведь эта картина уникальна еще и потому, что все эти данные представлены не украинцем, то есть автор не стоит на стороне какой-либо политической силы. Правда показана такой, какая она есть.

Реклама

— Насколько сложно сейчас снять кинофильм с финансовой стороны?

— Раньше была цензура и на съемки нам выделяли деньги. Сейчас же ситуация изменилась: снимай, что и как хочешь, но средства, будь добр, ищи сам. Вот и ищем! Из моих фильмов и "Огнем и мечом", и "Древнее предание" снимались на том кредите, который был взят в банке. И я, и мой сопродюсер заложили квартиры, и все остальное имущество. Деньги, безусловно, вернулись. Но это очень большой риск. Хотя мы не делали это спонтанно, не обдуманно. В таких случаях обычно проводится специальный опрос, в котором у зрителей спрашивается, хотели бы они увидеть тот или иной фильм, пошли бы на него в кинотеатр, заплатили ли бы, наконец, за просмотр деньги. Мы начинаем готовиться к съемкам лишь в том случае, если имеем хотя бы частичную уверенность, что фильм удастся продать. Так было и в случае с "Украиной". Ведь нет смысла работать над тем фильмом, который мало кого заинтересует.

— Бытует мнение, что украинские кинематографисты вопреки этому утверждению снимают все же то, что является значимым именно для них?

— Я, пожалуй, соглашусь с этим. Киноиндустрия в Украине сейчас умирает. Очень мало хороших работ. А вот россияне — молодцы! А их бывший президент Владимир Путин — в особенности. Он очень много сделал для развития кино в их стране. Сейчас на разнообразных форумах Россию представляют очень достойные фильмы.

— А "Украина" уже была где-нибудь презентована? Или первыми увидели картину все же дончане?

— Ну, практически. Мы частично показывали кино на фестивале "Молодость", затем во время основания фонда восстановления одного из львовских замков. Также в Люблине фильм получил "Приз примирения". Особенно он ценен потому, что впервые его получил Иоанн Павел II. В Украине фильм еще не был показан. Донецк — первый город. Вслед за ним, картину увидят в Житомире и в Одессе. Я искренне надеюсь, что она станет народным достоянием.

Источник: Сегодня-Донбасс