Соседи увезли Одессу

27 мая 2008, 08:32
Воспитывали детей вместе, сообща варили повидло, а во время войны всем двором прятали еврейские семьи от фашистов. После отъезда одесситов за границу, дома начинают грустить и трескаться...

Пале-Рояль. Со времен Пушкина здесь живут "элитные" соседи - академики, писатели, художники, фото А. Лесик

Реклама

Сегодня в Одессе второй год подряд пройдет "Праздник соседей". Семь лет назад несколько европейских стран выступили с инициативой проведения Дня соседства, подразумевая под этим что-то официальное и помпезное. 27 мая 2006 года стали отмечать и в Одессе. Гуляния на европейский манер пройдут и в этот раз — будет застолье под открытым небом, будут выступления творческих коллективов, но, увы, не будет главного — одесского духа. Постепенно Южная Пальмира превращается в огромный мегаполис, где люди, живущие на одной площадке, при встрече просто кивают друг другу, порой даже не зная, как зовут соседа.

ЯПОНСКАЯ МОЛДАВАНКА. В старом дворике по улице Сенной, 9, где когда-то родился и вырос король одесских бандитов Моисей Винницкий по кличке Японец, до сих пор сохранилась старинная "этажерка" балконных террас вдоль квартир. Общие балконы были в свое время для всех одесситов одной общей "гостиной". Здесь вспыхивали общие скандалы, по ним ездили на велосипедах дети и сообща варили повидло дворовые соседи. По словам жильцов дома, большинство старых одесситов давным-давно выехали в далекие "израили и штаты". Но, по мнению нынешних обитателей знаменитого дворика, ностальгия мучает всех покинувших родину, заставляя их наведываться каждый год в родные пенаты. Алексей, жилец квартиры, которую когда-то занимало семейство Винницких, поведал "Сегодня" о том, что многочисленная родня Мишки Японца регулярно навещает дворик знаменитого предка. "Помимо того, что в наш двор постоянно водят экскурсии, ко мне в дверь порой стучатся иностранцы, которые на ломаном русском заявляют, что они — потомки Мишки Японца. Фотографируют мою квартиру на память, а одна старушка из Израиля рассказала мне, что она — внучка Григория Винницкого, и жила в этой квартире вплоть до 70-х годов. Сидела на балконе, все плакала и вспоминала, как в военные годы их еврейскую семью прятали от фашистов всем двором", — рассказал Алексей.

ГОРОДОК НА БАЗАРНОЙ. Тихий дворик на Базарной, 40, знаменит вдвойне. Здесь родился и вырос знаменитый поэт 20-х годов Эдуард Багрицкий и популярный обитатель телевизионного "Городка" Юрий Стоянов. "У его мамы никогда не болела голова, что будет есть на обед ее сын после школы. У нас дети были "общие". Так что тарелка борща да кусок хлеба всегда были готовы у любого соседа для него. Прозвище его было — Профессор, потому что постоянно рассказывал какие-то истории. Его мать, Лена, дружила со всеми обитателями нашего двора, праздники всегда вместе справляли. Да только не осталось здесь никого, кроме меня. Даже Стояновы съехали отсюда года три назад. А остальные выехали за границу еще в 90-е. Как только они уехали, все стало по-другому. Нет общих праздников, нет застолий во дворе. Уехавшие увезли с собой Одессу", — сокрушается старейшая жительница этого двора Людмила Ивановна.

Реклама

РАСКОЛОТЫЙ ДОМИК. В доме на Жуковского, где до сих пор живет звезда "Что? Где? Когда?" Борис Бурда, оказался расколотым огромной трещиной. По мнению старожилки этого двора Лидии Федоровны, трещина мистическим образом возникла после того, как в начале 90-х произошел массовый "исход" жителей двора за границу. "Мы жили здесь, как одна большая семья. Дни рождения и похороны справляли вместе. Дверей не закрывали, и если тетя Роза со второго этажа жарила котлеты, то тетя Фира с третьего, принюхавшись к аромату стряпни, могла крикнуть, свесившись с подоконника соседке: "Роза, или добавьте в ваши котлеты мяса и перца, или таки закройте окно, а то запах ваших биточков мешает моему Моне играть на скрипке!" — рассказывает Лидия Федоровна. Сейчас, по словам старейшей жительницы дворика, соседи стали жить, "как волки, все куда-то бегут, и даже сообща посаженные когда-то деревья стали сохнуть"...

ОЛИВЬЕ И РЫБА-ФИШ НА ВЕСЬ ДВОР

"Раньше я жил в самом сердце Молдаванки. Так когда у кого-нибудь из обитателей нашего двора случался день рождения или другой праздник, то это было делом чести для всех соседей — блеснуть своим кулинарным талантом. Помню, тетя Изольда из третьей квартиры, которая уехала в восьмидесятых, готовила чудный оливье, Эфалия Исааковна всегда делала рыбу-фиш. Был у нас и свой дворовой бард — дед Василий из двенадцатой квартиры. Он еще на войне научился играть одновременно на губной гармошке и баяне. Бывали и драки, общие скандалы, причем каждый считал долгом "отметиться" в общей ругани. Зато как потом мы садили вместе деревья у нашего дома! В середине 70-х наш дом снесли и всех нас переселили на поселок Котовского. Так вот и там сохранился дух нашего старого дворика на Молдаванке", — говорит Сергей Криницкий, по его словам, "одессит со стажем в 55 лет".