Спасти ХАЗ поможет займ

1 июня 2010, 18:48
SOS! Украинским авиакомпаниям рекомендововали покупать харьковские Ан.

ХАЗ, фото О. Ермоленко

В столице придумали план спасения ХАЗа. Вернуть заводу былую славу помогут банковские облигации, а в дальнейшем — выход на внутренний рынок. Пока наши Ан-74 в Украине никому не нужны: им предпочитают second hand Embraer из Бразилии и подержанные Boeing. Последние три месяца для завода стали тяжелыми — рабочие снова не получают зарплату. Харьковской авиацией решили заняться в Кабмине. Премьер-министр Николай Азаров поручил профильным министерствам "вбросить" в завод оборотные средства. Финансировать завод будут за счет денег, вырученных от продажи облигаций ХАЗа, которые были выпущены еще в прошлом году. Тогда предприятие поменяло устав и тем самым смогло получить право на выпуск ценных бумаг. "Поручения премьер-министра Украины, уверен, позволят сначала снять напряжение на предприятии, где сложилась жуткая ситуация с выплатой заработной платы, а затем обеспечить его развитие", — заверил губернатор Михаил Добкин. Кстати, на заводе облигаций напечатали больше, чем планировали, — 1,6 млрд грн., но и этого не хватит на создание хотя бы одного самолета. Большая часть ценных бумаг уже выкуплена. "Укрэксимбанку" поручили выкупить оставшиеся облигации на 330 млн грн.", — говорит первый замначальника ГУ промышленности, транспорта и связи ХОГА Игорь Колот. На эти деньги предприятие сможет закончить самолеты высокой степени готовности и рассчитаться с долгами по зарплате (правда, придется отдавать деньги с лихвой через несколько лет). Людям задолжали почти 16 млн грн., а в Пенсионный фонд не заплатили 51 млн грн. "Работаем три месяца без зарплаты. Никаких пикетов и забастовок не планируем, директор и так старается изо всех сил. Может, в Киеве помогут", — говорят рабочие на предприятии. Как только с долгами будет покончено, продукцию ХАЗа начнут активно рекламировать в стране, чтобы завоевать внутренний рынок. В свете Евро-2012 это может спасти наш завод. "Нам тяжело получить заказы, потому что другие страны у нас никогда не будут их покупать, если наши самолеты не будут летать на внутренних авиарейсах", — говорит губернатор. На предприятии надеются, что обслуживание внутреннего рынка — идеальные условия для развития предприятия. "Во всем мире принято так, что люди, когда принимают решение о покупке той или иной авиационной техники, смотрят, используется ли эта техника в стране, где ее производят. Есть такая практика: самолет не используется, значит, экспортный потенциал предприятия близится к нулю", — говорит пресс-секретарь ХАЗа Андрей Платонов. Сейчас украинские авиакомпании предпочитают покупать самолеты за границей, которые 5—15 лет были в эксплуатации. Отечественные авиастроители говорят, что старые "крылья" дешевле — от 3 до 10 миллионов евро (харьковские на порядок дороже). "Пока нет в достаточном количестве украинских самолетов. Кроме того, не обеспечена послепродажная поддержка и подготовка экипажа, не работает лизинг. Любой производитель должен предоставлять это в пакете. Наши авиастроители только на этом пути. Поэтому и пополняем флот "крыльями" в возрасте 5—7 лет из-за границы", — объяснил нам представитель одной из украинских авиакомпаний.

ПЕРВЫМИ – АН ДЛЯ ЛИВИИ И ЕГИПТА
Сейчас на Харьковском авиационном заводе готовятся к сходу со стапелей три самолета. "В первую очередь мы должны передать заказчикам два санитарных Ан-74 ТК 200С Ливии и Ан-74 Т 200А (транспортный. — Авт.) для Египта", — говорит Андрей Платонов. Заводчане обещают (если правительство поможет и оборотные средства придут вовремя) закончить строительство "крыльев" за 3—4 месяца. Что будут строить осенью, как только эти договоры выполнят, пока не говорят. Но настаивают: нужна государственная поддержка, а работа для харьковских авиастроителей по всему миру найдется.