Спустя век "Фарман" одессита Ефимова взлетит

28 февраля 2010, 16:52
В Харькове собирают легендарный самолет для одесситов. Этот раритет совершил первый полет в России

Деревянный аналог. «Фарман» приобрел четыре колеса от горного велосипеда и приборную доску Автор Л. Полишко

Сто лет назад — 21 марта 1910 года — летчик Михаил Ефимов впервые в России поднял в небо аэроплан "Фарман-VI". Дело было на одесском ипподроме. В этот же день одессит покатал на хрупкой этажерке местных меценатов — банкиров барона Ксидиаса и Артура Анатру. Они неспроста стали первыми пассажирами — банкиры финансировали обучение пилотированию Ефимова во Франции. И спустя век одесская история с первым полетом на "Фармане" может повториться...

Решив отметить юбилей, энтузиасты одесского аэроклуба задумали не только воссоздать легендарный аэроплан, но и поднять его в небо именно 21 марта 2010 года. В этом им помогают харьковчане — уникальную машину по заказу одесситов заново создают в Национальном аэрокосмическом университете ХАИ.

Реклама

Раньше такие самолеты запускали для забавы, а с людей брали деньги за зрелище. Но в Первую мировую войну "Фарманы" стали отменными разведчиками и корректировщиками артобстрела. Правда, до наших дней ни один из них не сохранился. В студенческом конструкторском бюро аэрокосмического вуза все детали, как и в оригинале, делают вручную. "Фарман" по тем временам был совершенным самолетом, мы же его усовершенствовали, чтобы он стал более подвижным и летал быстрее. В результате в конструкции появились металлические узлы, крепления и детали, а двигатель поставим от "Мазды" в 120 лошадиных сил. Можно было бы воспроизвести и аутентичный мотор, который позволяет аппарату лететь со скоростью 65 км/час, но на это потребуется много времени", — рассказывает руководитель харьковского бюро Геннадий Хмыз.

Спустя 100 лет "Фарман" разовьет скорость 85 км/час. Кабина пилота далека от современных представлений: над головой никакого навеса, для управления — пара рычагов и две педали, чтобы поворачивать самолет. Правда, конструкторы хотят установить маленькую приборную доску, чтобы пилот мог определить скорость, с которой летит, и количество топлива в баке. За сиденьем водителя — небольшая деревянная скамейка для двух пассажиров. Шасси тоже осовременили — поставили 4 колеса от горного велосипеда.

Реклама

Самым сложным для конструкторов оказалась сборка самолета: нужно дерево без единого сучка! "Мы выбирали сосновые брусья, чтобы волокна были мелкими и шли вдоль планок", — говорит Геннадий Хмыз. Каркас самолета уже готов, осталось обтянуть его тканью и покрыть водоотталкивающими растворами. Испытания летательного аппарата начнутся уже весной. 70 м взлетной полосы для старта старинного "Фармана" вполне достаточно.

По словам заказчика раритета, руководителя аэроклуба "Одесса" Константина Оборина, "Фарман" прибудет в Южную Пальмиру разобранный по частям. Здесь его заново соберут и в конце марта начнут первые полеты — учиться пилотированию на древнем раритете придется с нуля. К слову, воссоздание аэроплана стоит одесситам 300 тысяч гривен.

100 РУБЛЕЙ И ПУЛЯ

Реклама

Напомним, что карьеру первого российского авиатора оборвала пуля белогвардейца. Одессита Ефимова расстреляли в 1919 году за шпионаж в пользу красных. Пилот пытался сорвать участие танков на Южном фронте при помощи бывших учеников. Но тогда братство авиаторов уже было расколото на белых и красных. И Ефимов был казнен своими же старыми знакомыми по авиашколе. За первый полет на "Фармане" Миша с улицы Княжеской получил 100 рублей.

Лина Полишко, Александр Сибирцев