Стройка века через лиман

8 февраля 2008, 20:22
Мост над Днестровским лиманом, который планируют отстроить к "Евро-2012", сократит дорогу на 40 км и обойдется в $2 млрд. Инициаторы проекты не исключают, что мост будет платным. Проезд в таком случае будет стоит 20—25 грн.

Плюсы и минусы новго моста через Днестровский лиман. Инфографика "Сегодня"

Идея нового моста через Днестровский лиман витала в воздухе еще с советских времен, ведь существующий путепровод через Затоку, хорошо знакомый одесситам по многокилометровым пробкам в разгар туристического сезона, уже давно не удовлетворяет требованиям времени. В 1999 году инженер-предприниматель из Аккермана Александр Степанов выступил инициатором создания современного проекта. Мост, шириной в 30м и длиной в пять километров должен стать частью автомагистрали "Черноморское кольцо", огибающей Черное море. И на сегодня мэры самых заинтересованных в строительстве городов — Овидиополя и Белгорода-Днестровского — обоюдно уверены в том, что долгожданное строительство начнется уже в текущем году. Так что в скором времени, года через 4 минимум, лиман можно будет пересечь намного быстрее. Пешком — бесплатно, а на автомобиле — за деньги.

ПЛЮСЫ. Выгоды от строительства моста, по мнению экспертов, огромны. Во-первых: оно позволит осваивать земли курортно-рекреационного назначения между двумя биосферными заповедниками, Днестровским и Дунайским. Кроме того, стройка разрешит сегодняшние неудобства автоперевозчиков, которым приходится преодолевать путь через Затоку, затрудненный подъемным мостом и четырьмя железнодорожными переездами. Кроме того, отпадет необходимость объезжать лиман через Паланку, где дорога проходит в том числе по территории Молдовы. Пропускные пункты там бывают закрыты по 5—6 часов в сутки.

Реклама

Главный инженер организации, обслуживающей старый мост в Затоке, Александр Глубокий, считает что новое строение более чем необходимо: "Наш мост строился 30 лет назад. Он просто на "последнем издыхании" и требует капремонта. Проектирование моста уже ведется в полном объеме. Уже провели специальные геологические исследования и было установлено, что почва лимана вполне благоприятна для постройки. Конечно, любое вмешательство в среду лимана не скажется на нем положительно, тем не менее, опыт строительства через водоемы показывает, что особого вреда это не приносит". Инженер уверен, что благодаря специальному оборудованию и огромному опыту его организация "Мостстройотряд" в любой момент приступит к работе.

ЗА ДЕНЬГИ. Действующий мост в Затоке может пропустить 15 тысяч машин в сутки, а после строительства параллельного моста пропускная способность региона увеличится до 30 тысяч. Дорога из Одессы в Аккерман сократится на 40 км. Есть одно "но": въезд планируют сделать платным. По словам инициатора проекта Александра Степанова, стоимость проезда по "аккерманскому чуду" приблизительно будет равняться стоимости сэкономленного бензина плюс 10% "на обслуживание и амортизацию". Как подсчитала "Сегодня", это 20—25 грн. То есть за 7—10 лет коммерческой эксплуатации окупится астрономическая стоимость автострады. А только по предварительным подсчетам на реализацию проекта понадобится около двух миллиардов долларов, причем сам мост будет стоить примерно $750 млн.

Однако верится в приближение "стройки века" далеко не всем. "Я не знаю, чьи это деньги и выделят ли их вообще в конечном итоге, — сомневается начальник Белгород-Днестровского порта Александр Соборов. — Хотя мост — это единственное спасение. Наши дороги перегружены, особенно с началом курортного сезона. Стоят километровые пробки".

Реклама

По мнению и.о. мэра Овидиополя Лилии Савельевой, строительство положительно повлияет и на развитие Овидиополя. "Сколько я себя помню, всегда говорили, что когда-то здесь будет мост. И население города уже не один год мечтает об этом", — говорит Лилия Ивановна. Ей вторит голова Б.-Днестровска Николай Доценко: "Строительство автомагистрали, соединяющей два берега "аккерманского моря", вдохнет "свежее" дыхание в наш город. Это и рост инфраструктуры города, и увеличение количества рабочих мест. Мост — это возрождение древнего города! В госбюджете уже заложено 62 миллиона гривен на техническое обеспечение проекта и такая же сумма – на выкуп земель для строительства, поэтому я уверен, что строительство начнется уже в 2008 году. Если мост построят за три—четыре года, то мы как раз успеваем к Евро-2012".

БАШНЯ-РЕСТОРАН И ПРИЧАЛЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ

У руководителя инициативной группы по строительству моста Александра Степанова давно подготовлен пакет документов по концепции путепровода через лиман. "Техническое предложение давно готово. Сейчас дело только за правительством. Конечно, этот проект будет коммерческим, ведь бюджета государства не хватит для его осуществления. Поэтому планируется создание широкоформатной концессии, а для инвестиционной привлекательности проекта необходима максимальная прозрачность будущих тендеров на строительство, — говорит Степанов. — Мы уверены, что мост можно построить за три года".

Реклама

Инициаторы предлагают выстроить мост в самой узкой части лимана, чуть в обход Овидиополя. Часть автострады будет проходить по южной окраине Б.-Днестровского. Эта схема, уверен Александр Степанов, убережет экологию двух древних городов. Причем у моста планируется панорамная башня-ресторан, откуда туристы смогут обозревать чудные виды лимана и моря. Также предусмотрена вся соответствующая европейским требованиям инфраструктура — СТО, мойки, заправки, мотели и рестораны, а также грандиозные погрузочно-разгрузочные комплексы и таможенные терминалы. Любопытно, что мост предполагается строить арочным, внизу будут обустроены причалы для яхт и грузопассажирских теплоходов.