Сумчанин собрал историю своего края

4 сентября 2008, 12:51
В кабенете труда Александр Киселев собрал народное творчество Сум.

фото О.Ермоленко

Реклама

Учитель труда Косовщинской школы искусств в Сумской области Александр Киселев не только преподает народные ремесла, но еще и возглавляет музей народных ремесел и быта, экспонаты для которого собрал сам. Подготавливать музей Александр Иванович совместно со своими коллегами начал еще в 1994 году. "Я собираю такие вещи очень давно, — рассказал Александр Иванович. — Это все, что когда-то создали люди собственными руками, вложили свою душу".

Местные жители хотя и знают о пристрастии учителя труда, но с экспонатами к нему не бегают. "Люди порой и не предполагают, чем богаты. Такое добро можно найти на чердаках и в сараях, — делится Александр Иванович. — Сейчас, например, охочусь за старинным сундуком". Учитель просит помогать школьников — мол, посмотрите у себя в кладовках, на чердаке бабушкиного дома — что-то интересное да и найдете.

КУВШИН, КАК ХОЗЯЙКА
Из маленького школьного кабинета учитель мечтает перебраться в помещение побольше и организовать отдельные тематические выставки. А пока в каждом из четырех углов ютятся предметы быта украинцев ХІХ—ХХ веков. Затейливые замки и старинные ключи, которые расположены на столбе калитки, Александр Киселев нашел в старых закромах у себя дома, у тещи, соседей и чужих людей. В коллекции — прототип первой римской защелки, которую, оказывается, давно изготовляли на Сумщине, но никто и не подозревал об истории ее происхождения. Несколько десятков старых ключей, сапоги начала ХХ века, первые стиральные машины, серпы, больше десятка кувшинов. "Многие люди даже не задаются вопросом, почему, например, в хозяйстве бабушки кувшин одной формы, а у соседей — совсем другой. Все очень просто. Раньше мастера делали кувшины, которые повторяют фигуру хозяйки. Если кувшин маленький — значит, женщина, которая им пользовалась, была невысокого роста", — рассказал хозяин музея.

Реклама

В символической светелке стоит кровать, обрамленная рушниками и старинными картинами на стекле. "Его еще прабабка моей жены вышивала. Посередине — дерево жизни, а по краям — орнамент чеснока. Род моей жены пытался, как мог, защититься от нечистой силы". В старинной люльке — деревянная погремушка с кукурузным зерном внутри, там укачивали детей лет 100 назад.

ЦАРЯ СПРЯТАЛИ
Украшение панского уголка — старинное пианино из Германни. Его учитель труда заполучил по счастливой случайности, но до сих пор не может нарадоваться раритетом, который является чуть ли не главным украшением музея. К нему обратилась с просьбой коллега: "Есть дома старое пианино, муж оттуда уже медальоны бронзовые поснимал и сдал на цветмет, хочет добраться до внутренностей, а потом совсем его в мусор отправит," — сетовала женщина". Сейчас на инструменте никто не играет, но он звучит, как и прежде, звонко и не требует специальной настройки.

Старинные часы давно не идут. "У экспоната интересная история, — рассказал Киселев. — Их мой ученик взял в деревне у бабушки. Часы долго "жили" в специальной деревянной коробке. Когда они попали мне в руки, я решил достать их. К моему величайшему удивлению, на корпусе я увидел яркий рисунок и надпись "Пение манифеста 19 февраля 1861 года" — прямо под изображением крестьян, а рядом — портрет Александра ІІ, которого автор назвал "освободителем". Александр Киселев предполагает, что часы служили верно своим хозяевам вплоть до революции 1917 года, когда начались гонения на дворян — тогда хозяева и решили, что добру не стоит пропадать и спрятали тикающий механизм в коробку, вырезав отверстие для циферблата.

Реклама

"Все говорят, что украинцы пили много. А посмотрите, какая доза вот в этой рюмочке. От силы граммов 20", — демонстрирует Александр Иванович коллекцию стеклянной тары, по которой можно определить и качество продукции, которую производили более 100 лет назад. Рюмочку он нашел в центре Сум, выковырял из земли. На полочке красуются одинаковые бутылки, объем каждой из них — около 700 миллиграмм. У каждой — свой секрет. "Если бутылка темнее, у нее вместительность поменьше. Так поступали предприимчивые корчмари. После первой выпитой бутылки они приносили компании такую же, но в ней было дно повыше и стенки потолще".

ТРИ ОХОТНИКА С СЕКРЕТОМ
"Мама моего ученика рассказала о какой-то старой картине, которая уже покорежилась от времени, — вспоминает Александр Киселев. — Ничего необычного на первый взгляд не было: три охотника на лужайке. А вот с обратной стороны нашел портрет колоритной пожилой женщины. По всей видимости, это еще в начале 20 века к бабушке приезжал внук, который учился в художественном учреждении, и решил написать портрет бабушки. Холста не было, и он не пожалел своих охотников".