"День сурка" в Донецке: отсутствие перспектив, однообразие и депрессия

29 октября 2016, 07:11
"Для нас нет ни "завтра", ни будущего", – дончане говорят, что живут одним днем

Фото: Соцсети

Реклама

Отсутствие перспектив и событий, бесконечное однообразие и депрессия превращают оккупированный Донбасс в территорию уныния. Популярный фильм "День сурка", снятый в Голливуде еще в середине 90-х годов, рассказал историю человека, для которого не существовало слова "завтра". Он много кратно переживал один и тот же день – "день сурка".

В Донецке такой "день сурка" длится уже третий год. По признанию многих дончан, каждый день у них до мелочей может совпадать с предыдущим. И дело тут не в причудливых ловушках времени, а в качестве жизни, которая стала настоящей рутиной без перспектив и мыслей о будущем.

"И никакого "завтра"

Реклама

"В мае 2014 года наше предприятие частично переехало на подконтрольные территории Украины, а часть сотрудников, в том числе и я, остались в Донецке. У меня были личные причины не уезжать. Работа у нас, в основном, идет в виртуальном пространстве, так что. По большому счету, мне все  равно было где находиться, – рассказал донецкий программист Семен Ревва. – Вот уже почти 2,5 года мой рабочий кабинет – это моя комната. Выходить дальше, чем в магазин или обналичить зарплатную карточку – смысла нет. Раньше я мог ездить по рабочим вопросам по всей области, встречаться с друзьями, кататься  отдыхать. Сейчас этого всего нет: друзья разделились на два враждующих лагеря, поездка на отдых хотя бы на Азов – это целое путешествие, к которому надо готовиться загодя, мотаться по области уже незачем. Каждый день я просыпаюсь и сажусь работать за свой ноутбук. Вот уже больше 700 дней так прошли. Один сплошной "День сурка" и никакого "завтра!"

Фото: Соцсети

Реклама

Как отмечают многие жители Донецка, у них исчезает мотивация и стремление к изменениям в жизни. Отсутствие перспектив у оккупированных территорий признают даже те, кто захватил здесь власть в 2014 году. Правда, эту беспросветность подают широким массам под соусом "стабильность и скорое процветание". Такой контраст вгоняет здравомыслящих людей в настоящую депрессию и превращает жизнь в один повторяющийся день.

"В 2014 году "ДНР" захватывало власть на волне обещаний – новые рабочие места, развитие промышленности, повышение уровня жизни, а на деле оказалось все иначе, – рассказывает Валентин Иванов,  проходчик одной из шахт в Донецке. – А на деле вышло иначе. Многие шахты попросту позакрывались и уже затоплены, заводы законсервированные или того хуже – режут на металлолом. Да и шахтерам очень сильно ударили по карману – зарплату если и платят, то маленькими частями и неизвестно когда дадут следующую получку. Если раньше мы строили планы на годы вперед: купить машину, съездить отдохнуть за границу, то теперь у нас каждый день слился в одну сплошную череду работа-дом-работа. Отдых, новые покупки – это не при нынешних условиях. День прожили и то хорошо".

Отсутствуют события и звуки

Отсутствие значимых событий – вот что гнетет активных дончан. Не считать же значимыми событиями почти еженедельные митинги против чего бы то ни было, или, как с сарказмом говорят дончане, митинги против здравого смысла. В Донецке за более чем два года не состоялось ни одного крупного концерта. Даже приезд российского певца Иосифа Кобзона собирает от силы пару тысяч особо избранных зрителей в театре. Нет и не было ни одной шумной премьеры, которую театралы бы горячо обсуждали неделями, как это было, к примеру, с новейшей постановкой оперы Вагнера "Летучий голландец" в 2012 году. Спортивные состязания, выдаваемые за различные "чемпионаты ДНР", больше напоминают поединки дворовых команд. Международные саммиты, выставки, кинопремьеры – то, что в довоенном Донецке считалось нормой жизни, сейчас кажутся удивительными и яркими событиями далекого прошлого.

Фото: Соцсети

"Вот уже третий год каждый день похож на предыдущий. Одно и то же с утра до вечера – никаких изменений, всплесков, а только неугасаемая депрессия, – отметил житель Куйбышевского района Игорь Соломянный. – Каждый день я вижу пустую Привокзальную площадь, на которой гуляет ветер. Раньше здесь была какофония звуков: стучали и лязгали поезда, диспетчеры объявляли прибытие-отбытие, шумели торговцы, звенели трамваи, тут проходили толпы людей, через которые приходилось буквально пробираться, чтобы зайти, к примеру, в подземный переход. Сейчас пусто и тихо, на вокзале разбитые окна вот уже третий год – и ничего не меняется. Шумно только когда старики приезжают на дешевый рынок троллейбусами. Каждый раз я иду через эту площадь и каждый раз ловлю себя на мысли, что точно так же я шел вчера, позавчера, и вокруг все было такое же".

В центре города застыли недостроенные высотки, которые никто не думает достраивать. Поврежденные обстрелами здания – железнодорожный вокзал, Дворец молодежи "Юность", городской детско-молодежный центр в Калининском районе – третий год стоят в самом неприглядном виде без намеков на восстановление и реконструкцию.

"Регион ожидает судьба Приднестровья"

"Очевидно, что социально-экономическая стагнация – не самая лучшая модальность общества. Конечно, могло бы быть и хуже, но лучше точно не будет. А люди смотрят на соседние страны, сопоставляют уровень жизни и соответственно хотят жить если не лучше, то однозначно не хуже. В таком случае общество начинает потихоньку бурлить, и если появятся лидеры, которые смогут увлечь за собой народные массы, то, в конечном счете, это может вылиться в своеобразную революцию. Далеко ходить не надо, стоит только вспомнить августовский путч в СССР, – рассказал социолог Егор Игнатьев. – Но на оккупированных территориях Донбасса никакая революция по смене самопровозглашенных "властей" не может случиться – она попросту будет подавлена силовым методом, а лидеры оппозиции окажутся в застенках. Если ничего не изменится, регион ожидает судьба Приднестровья. Старшее поколение будет вымирать, а молодые искать лучшей жизни за пределами "республик". Те, кто все-таки захотят остаться на оккупированных территориях, вряд ли смогут превысить естественную убыль населения".