Детективная история: в одесском музее показали карикатуры участника покушения на Троцкого

25 ноября 2015, 07:51
Картины привез в Одессу испанец в 1937 году, но до сих пор они хранились в фондах музея – о них не было информации

Фото: М.Крыжановская

Реклама

В Одесском музее западного и восточного искусства показали авторские литографии испанского живописца Антонио Пужоля, которые играли  роль агитационных плакатов в охваченной гражданской войной между республиканцами и фашистами Испании. В музей они попали в 1937 году, однако о живописце практически ничего не было известно, поэтому их и не показывали публике.

Но о Пужоле в музее не забыли и на протяжении многих лет проводили собственное расследование. Искусствовед Тимохова Ирина рассказала нам, что, вероятно, литографии в Одессу привез ее отец, испанец по крови, на корабле вместе с детьми республиканцев, которые бежали в СССР в разгар гражданской войны. Правда ли это – пока неизвестно.

"Поиски не приводили ни к чему, сводились буквально к двум предложениям, о том, что карикатуры созданы в память о замученном фашистами брате Мигеле. Картины настолько высоки по уровню, что не заметить Пужоля нельзя. Но в Испании его не знали", – рассказывает наша собеседница.

Однако шло время и один из сотрудников музея обнаружил его фамилию в немецком словаре. Оказалось, что отец Антонио Пужоля иммигрировал в Мексику, там живописец родился, получил образование, примкнул к муралистам, – монументальным живописцам, которые провозгласили, что искусство должно обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу, возрождать древнюю культуру индейцев и быть массовым.

"Наш художник оказался соратником известного мексиканского художника Хосе Давида Сикейроса. С началом гражданской войны в Испании Сикейрос и Пужоль оказались там. А дальше – детективная история", – говорит Ирина Тимохова.

Оказывается, в Испании хорошо работали посланцы СССР, которые вербовали людей, которые должны были помогать осуществлению социалистической революции во всем мире. "Очевидно, были завербованы и Пужоль, и Сикейрос, потому что когда они вернулись после поражения революции в Испании на родину, через какое-то время стали участниками нападения на Троцкого. Это было первое покушение, оно провалилось, Льва Троцкого убили несколько месяцев спустя", – говорит Ирина Тимохова.

А пока первое покушение… Операция называлась "Утка", а ликвидировать надо было "Старика". У Сикейросу дали кодовое имя "Конь", а Пужолю – "Хосе". "Может, они и не хотели его убивать, а просто напугать. Операция провались, а мы знаем, что НКВД подобные вещи не прощает. Поэтому Пужоль убегает в Уругвай, меняет свою фамилию и исчезает с политической и культурной арены. Он вернется в Мексику только через двадцать лет", – говорит наша собеседница.

Что касается творчества, по мнению искусствоведов, карикатуры Пужоля достаточно высокого уровня. "В его композициях в аллегорических образах "Оптимист", "Пессимист", "Стратег", "Турист", "Левак" главной является гротескная фигура, художник выделял ее на белом листе энергичной линией. В динамичных фигурах легко читается смысл, чувствуется, что их создатель хорошо знал европейское искусство, чувствуется и влияние Гойи и Домье", – говорит Ирина Тимохова.

Что касается творчества, он высмеивает дядюшку Сэма. "Еще одна тема – слухи, она актуальна для Испании со времен инквизиции. Слухи представлены в виде человекоподобного существа – гомункула, голова которого состоит из ртов, нашептывающих во все окна. А еще их олицетворяет кот-монстр. Франко художник изобразил в виде жабообразного стратега, а представителя рабочего класса показал на карикатуре "Левак" схожим на Буратино с длинным носом-кулаком и жестом "No pasarаn". На одном из своих изображений, – "Оптимист", Пужоль показал босоногого рабочего в цилиндре. Что это может означать, мы еще выясняем", – отметила искусствовед.

Знаток Латинской Америки Михаил Баварец пояснил "Сегодня", что Пужоль решил изобразить бедного человека в цилиндре, потому что на континенте даже среди низших классов цилиндры являлись желанным предметом гардероба. "Их там носят и сейчас, даже женщины", – добавил Баварец.

Как мы сообщали ранее, девятилетняя художница из Николаева продает картины с аукционов, чтобы купить своей матери лекарства.