Дети Донецка о войне: "Я спросил у мамы – теперь стрелять будут всегда? А она заплакала..."

29 января 2015, 08:14
В Донбассе малыши знают, как вести себя во время обстрела, и мечтают о том, чтобы закончилась война и наступило лето

Дети войны. Бомбоубежище на шахте имени Челюскинцев в Донецке. Фото: А.Уманец, "Сегодня"

Практически каждую неделю на Донбассе под обстрелами гибнут дети. Войну они воспринимают по-своему. Многие из них уже привыкли не только ходить в школу под звуки канонады, но и под неспокойным небом играть в футбол или хоккей. Разговаривать с детьми из Донецка очень трудно: некоторые не только слышат звуки обстрелов, но и видели их последствия. Сегодня.ua поговорила с детьми в Донецке и узнала, как они живут, когда рядом – война.

"Сначала было интересно – в Донецке стало много солдат и по дорогам ездили танки и БТРы. Едешь в троллейбусе, а рядом едет грузовик и везет пушку длинную такую, – рассказал Сегодня.ua семилетний дончанин Игорь Селиванов. – Солдаты ходили с автоматами, и я один раз видел, как солдат выстрелил из него вверх. Это все было как в компьютерной игре, мне очень хотелось попросить его, чтобы он дал мне выстрелить. А потом мы поехали к бабушке, а у нее в соседнем дворе человека убило. И я не хочу больше стрелять и не хочу, чтобы кто-то стрелял вообще. Может быть, только из водяного пистолета и летом".

Реклама

Лето у донецких детей оказалось испорченным напрочь. Кого-то увезли подальше от Донецка, кто-то пережидал вместе с родителями смутное время на море. "Мы жили в пансионате, пока не стало холодно, и мы приехали домой. Мама сказала, что дома всегда лучше. На море было не очень весело, потому что все взрослые только смотрели телевизор и звонили по телефону постоянно, спрашивали, как дела в Донецке, – поведала шестилетняя Алина Кущ. – А дома у нас уехали все соседи, и было немножко тревожно, потому что вечером в домах окна были темные и страшно были идти по улице".

В бомбоубежище. Фото: А.Уманец, "Сегодня"

Реклама

Они уже привыкли – к темным окнам, постоянным "бабах" за окном, испуганным глазам родителей и собранным вещам у входа. Знают, где ближайшее бомбоубежище, и где можно спрятаться. "Мы с мамой ходили в подвал, который у нас в подъезде. Там раньше было страшно и грязно, а сейчас чисто, потому что соседские бабушки там подмели и поставили стол, стулья и раскладушки, – рассказала Сегодня.ua восьмилетняя жительница Калининского района Ксюша. – Когда начинают стрелять очень близко, бабушки идут в подвал и читают там книги или газеты. Мы с мамой принесли им много книг, подушки и покрывала. Но сами в подвал не ходим, когда стреляют. Папа говорит, что в подвале опасно, потому что дом может завалиться, если в него что-нибудь попадет. И тогда из подвала никто не выберется. А бабушки этого не боятся и ходят".

Другие маленькие дончане уже хорошо знают, как надо вести себя, если вдруг начался обстрел. "Надо сразу упасть на пол и закрыть голову руками, – в один голос рассказали нам сестры Катя и Даша Ермоленко. – Нам об этом учитель рассказывал в школе еще осенью. А недавно приходил какой-то военный и рассказывал, что нельзя поднимать с земли игрушки или чужие предметы, потому что это может оказаться бомба".

Реклама

Многие дончане бежали от первых обстрелов еще летом, однако многие были вынуждены вернуться, не получив поддержки. Фото: AFP

Юный житель Ленинского района 12-летний Миша искренне огорчен, что его друзья разъехались и в школе на переменках стало скучно. "У нас в классе всего пять человек, учителя заставляют много учить, и всегда всех спрашивают, потому что мало учеников. На переменах уже не особо побегаешь, поговорить толком не с кем – друзья разъехались кто куда. Только через интернет с ними и можно пообщаться, но то из дома", – рассказал нам Миша.

Смотрите ФОТОпроект: Донбасс без лишних слов 

Дети Донецка повзрослели, кажется, на целую жизнь. Родители еще осенью бросили все попытки рассказать о постоянно "стреляющих охотниках" и "пробитых колесах в автобусе".

"Каждый раз, когда пятилетний сын слышал обстрел, он вопросительно смотрел на нас с мужем, а мы выкручивались как могли. "Шарик лопнул", "Гром гремит", "Кто-то в барабан стукнул громко", "Где-то салют"… Однажды сын вздохнул и сказал: "Ну неужели непонятно, что это стреляют?" Мы чуть в обморок не упали, – поделилась дончанка Светлана Кошелева. – Раз такое дело, то пусть знает. И мы перестали скрывать от него, что происходит. Сейчас Ваня с легкостью отличает, когда "Град" стреляет, а когда пушка. Строит дома "убежище" – из стульев с одеялом и зовет туда, прятаться".

Родители не скрывают слез, когда слушают своих детей, рассказывающих о войне. "Я спросил у мамы – теперь стрелять будут всегда? А она заплакала. Больше не хочу спрашивать, чтобы мама плакала, – сказал десятилетний Егор. – Я хочу, чтобы война закончилась и наступило лето".

Недавно всю страну шокировала трагедия семьи крохотной дончанки Сонечки Ухановой. 23 января девочке исполнился один год и четыре месяца. Этот день она провела в областной травматологии, потому что у Сонечки раздроблена кисть правой руки, а на ножке и животике – раны от осколков снарядов. Осколки из крохотного тельца ребенка уже удалили донецкие хирурги. Высококлассные специалисты Донецкой областной травматологии также буквально сложили крохотную ручку из разбитых косточек и теперь идет долгий и болезненный процесс заживания. Волшебникам в белых халатах удалось сохранить ребенку руку, но они не в силах совершить еще одно чудо – вернуть девочке ее погибших родителей…

Маленькая Сонечка осталась сиротой. Фото: Т. Вронская

Папа и мама Сонечки, Дмитрий и Ольга, 19 января попали под внезапно начавшийся обстрел в Кировском районе Донецка. "Мы живем недалеко от Мариупольской развилки. День был тихий, спокойный, и вся семья пошла на прогулку, – рассказала прабабушка Сони Галина Ивановна. – И тут откуда-то прилетели снаряды, было два взрыва. Диму сразу убило, а Оля была тяжело ранена, потеряла много крови и скончалась в больнице. Мы с подругой шли по соседней улице, услышали взрывы и звон вылетающего стекла. Когда мы прибежали на место, куда упали снаряды, Сонечка сидела в разорванной осколками коляске и плакала от страха".