Дети Одессы, рожденные в неволе

14 марта 2008, 08:00
Детдому при Черноморской исправительной колонии — 50 лет. Сейчас здесь 39 детишек, возрастом до трех лет. Аналог в Украине есть только в Чернигове.

Старшая группа. Если мама не заберет до трех лет детей, их переведут в приют, фото А. Лесик

Реклама

Все малыши, что живут в детдоме за колючей проволокой, родились в тот период, когда их мамы отбывали наказание. Всего в "садике" три группы: в младшей живут детишки от рождения и до восьми месяцев, в средней — от восьми месяцев до полутора лет, в старшей — от полутора до трех лет. Если же ребеночка не забирает папа или мама по достижении им трех лет (мама имеет на это право с момента освобождения), малыша направляют в детский дом №9 или детдом "Жемчужинка".

ЗА ЗАБОРОМ. Детдом организован при женской колонии на Люстдорфской дороге, где на сегодня отбывают срок назания около 900 женщин. "По сравнению с прошлыми годами заключенных намного меньше, за год их количество сократилось примерно на 200 человек, — говорит начальник колонии № 74 Ольга Каракай. — Это связано с тем, что сейчас "работают" и другие меры наказания, помимо заключения, например, штрафы, исправительные работы. У нас сидят только девушки и женщины, которые впервые отбывают срок. Неприятно, но факт, — эти дамы рожают детей в неволе в основном для того, чтобы получить льготы. Ведь если женщина беременна, то уже с четвертого месяца и до того момента, как исполнится три года ребенку, она может не работать и находится на полном содержании государства. Вот они и пользуются этим. Рожают они в 5-м роддоме. На одного ребенка из госбюджета нам выделяют тысячу семьсот гривен". Несмотря на то, что этих денег едва хватит на месячное содержание одного грудничка, все воспитанники детдома обеспечены одеждой, памперсами, игрушками. Они хорошо кушают и все как один выглядят достаточно упитанными. И чтобы поднять одного бутуза, нужно приложить немалые усилия. Все недостающее в детдом поставляют благотворительные организации. Однако наличие необходимых благ плюс ежедневная и еженошная забота обслуживающего персонала, увы, не способны заменить деткам нормальную здоровую семью. Малыши играют, шалят и улыбаются, но в глазах все время стоит совсем недетская печаль. "Они раньше боялись выходить за забор, для них там был неизвестный мир, дети начинали плакать. Сейчас малыши уже привыкли, и мы их возим в зоопарк, в дельфинарий, летом — на море", — говорит начальник Дома ребенка Татьяна Михайлянц.

Если забыть о том, что по периметру заведения сплошь колючая проволока, да не видеть мамаш в характерной спецодежде, прогуливающихся с детками у стен Дома ребенка, вряд ли детское заведение можно было бы отличить от обычных городских яслей. "Чаще всего дети, которые вместе с родительницами покидают колонию, остаются несчастными на всю жизнь, — говорит начальник колонии Ольга Николаевна. — Был даже случай: женщина родила ребенка, как и положено, первые три года своей жизни он провел у нас, а спустя много лет эта девочка, родившаяся здесь, вновь вернулась к нам, только уже в качестве заключенной".

Реклама

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ. Мамы двоих детишек, которым сейчас около трех лет, родили их в 15-летнем возрасте. Несмотря на то, что девушки за решеткой априори не могут познать всех радостей материнства, к своим малышам они относятся довольно трепетно. "Я хочу, чтоб мой мальчик был настоящим царем. Папа его погиб в прошлом году. Мои родители навещают нас здесь. Когда я выйду, то обязательно заберу малыша с собой и постараюсь никогда сюда больше не возвращаться, — со слезами на глазах говорит 18-летняя заключенная Наташа. — Это, наверное, и есть женское счастье — иметь ребенка, пусть даже здесь". Кстати, она одна из немногих мам, которая кормила своего сына грудью на протяжении пяти месяцев. А вот Анжеле, которая пришла навестить сына Давида, – отбывать срок до 2011 года. На воле ее ждут еще двое детей, а этого малыша, скорее всего, переведут в один из одесских детских домов. Редкий случай, когда детишек навещают, а тем более забирают их отцы. Чаще всего папаши тоже отбывают наказание. Но вот недавно один из отцов приехал за своим ребенком, при этом позаботился о всех необходимых мелочах, вплоть до белья для ребеночка. В таких случаях детдом обычно снабжает малыша вещами первой необходимости, но этот папа отказался от такой помощи.

Как говорит начальник Черноморской исправительной колонии Ольга Каракай, 60% женщин сидят в тюрьме за сбыт, употребление и распространение наркотиков: "Это в основном женщины из небольших городков, поселков. 30% сидят за кражи, мошенничество и 10 % — за нанесение тяжелых телесных повреждений и убийства. Конечно, убийц никак нельзя оправдывать, но многие здесь действительно исправляются, особенно когда у них появляются дети, это как-то стимулирует их к новой жизни".

ДЕТЕЙ ПРОВЕРЯЮТ НА ВИЧ

Реклама

"У двоих детишек из средней группы – мамы вич-инфицированы. Когда деткам исполнилось по полтора года, им сделали анализы. К счастью, ни один не заражен СПИДом, — говорит начальник колонии Ольга Каракай. — Других вич-инфицированных родительниц не было. Так что все дети у нас относительно здоровы, развиваются так же, как и детки на воле. С ними занимаются, читают, рисуют, учат алфавит, развивают музыкальный слух".

Вообще же, по словам начальника, на территории колонии течет своя жизнь, которая местами даже похожа на ту, которая несется за решеткой. Есть свой магазин, у каждой женщины — рабочее место. Бывают даже праздники. Например, с концертами приезжает Одесская филармония. "Наши девочки работают по трем специальностям: швея, механик, техник, — рассказывает Ольга Николаевна. — Дипломы у нас – самые обыкновенные, в них ни одним словом не говорится о том, что документ был выдан в исправительной колонии. Это очень хорошо, ведь на воле девушка захочет забыть о таком прошлом".