Дети войны: Настя родилась во время обстрела, а Артурчик знает, где надо прятаться

15 ноября 2014, 06:55
Как выжить, когда война подошла так близко к дому

Из радостей у семей, конечно, дети, а из горестей – война, которая пришла в их дома. Фото: fdu.org.ua

НАСТЯ: ТРИ МЕСЯЦА ЖИЗНИ НА ВОЙНЕ

Крохотной жительнице Ворошиловского района Донецка Настеньке всего три месяца. Пока ее основные занятия – кушать мамино молочко, хорошо спать и быть здоровенькой. А ведь совсем недавно ее мама всерьез опасалась того, что лишится грудного молока от пережитого стресса. Уж слишком громко стреляли артиллерийские пушки, слишком близко война подошла к дому, чтобы оставаться спокойной, вынашивая дитя…

Реклама

"Когда в Донецке начались ежедневные обстрелы, мы с мужем увезли беременную дочь в Макеевку – там все было более-менее тихо, город никто не обстреливал. Но Настюша решила родиться раньше намеченного срока – видимо, сказалось состояние нервничающей мамы, – рассказала бабушка девочки Валерия Ивановна. – И как раз начались бомбежки Макеевки, стрельба постоянная… Вот как-то поздно вечером дочь мне и сообщает: "Мамочка, кажется, Настюшка родится уже сегодня!" А у нас была договоренность с роддомом и врачами в Донецке. Артиллерия грохочет, люди в ужасе, мы вызываем "скорую помощь", а врачи приехали и говорят: "Даже не просите – в Донецк не повезем. Во-первых, обстрел начался, а во-вторых, комендантский час давно наступил. Разрешения на поездки в это время суток у нас нет, тем более в другой город ехать мы не будем, мы не камикадзе и не самоубийцы. Так что давайте в наш макеевский роддом собирайтесь!" Делать нечего, собрались да поехали. Родилась Настя в Макеевке, потом уже все в Донецк вернулись".

Бабушка вспоминает, как трясся их дом в Ворошиловском районе Донецка, когда начинались обстрелы. Как бегали они всей семьей в подвал, ими же оборудованный под бомбоубежище. Как дочь кормила Настю прямо там, в холодном, но безопасном месте, сидя на старой кушеточке. Как прикрывали новорожденной девочке шапочкой ушки, чтобы она не вздрагивала от громкого "бабах!" за окнами. Как успокаивали маму Настеньки, умоляя не нервничать и сохранить драгоценное молоко для девочки, ведь оно – залог ее здоровья и сил.

"Ой, как же мы боялись, что дочка перестанет кормить грудью, что молоко пропадет, ведь это такие проблемы и здоровью ребенка, и здоровью мамы, – сокрушается Валерия Ивановна. – Но Бог миловал, все обошлось. Сейчас вот получили детский набор от Рината Ахметова, тут есть фруктовые пюре для первого прикорма. Будет Настя с фруктами зимой знакомиться, витаминами наедаться. А что не доест – то мамочке скормим. Памперсы будем пока складывать в шкаф, они на Настю еще большие, а кашки и смеси отдадим соседской девочке – она чуточку старше Настюши, ей как раз все это пригодится".

Реклама

И В ГОРЕ И В РАДОСТИ – ВМЕСТЕ

Дарья и Екатерина – жительницы поселка Осипенко в Макеевке. У каждой из них по ребенку: у Даши – двухлетняя Марина, у Екатерины – почти трехлетний Артур. Подруги, как они говорят о себе, "и в горе и в радости всегда вместе, еще со школы". Из радостей у них, конечно, дети, а из горестей – война, которая пришла в их дома.

"У стариков есть такой статус "дети войны", а у нас в прямом смысле растут "дети войны", – с горечью говорят молодые женщины. – Если Маринка еще не все понимает, и, когда начинается обстрел, таращится с удивлением в окно, то Артур сразу бежит в подвал, еще и других за руки тащит".

Реклама

"Однажды было совсем уж туго – разрывы снарядов шли каждые полминуты, так дочка, разнервничавшись, заснула у меня на руках, – рассказала Даша. – Потом проснулась и говорит "А гром уже прошел? Дождик идет?" – "Нет, гремело без дождика", – говорю. Ребенок так по-взрослому вздохнул: "Что же так все неправильно? Гром есть, а дождика нет!" Я чуть не разревелась, мне так жалко стало дочку, что ей всего-то лет ничего, а уже приходится в войну пожить".

Как и их мамам, Артуру и Марине тоже трудно. В их детском саду до сих пор не включили отопление, там холодно и сыро. Да и платить мамы, сидящие в декрете и не видевшие "детских" денег давным-давно, за детский сад не имеют возможности. Поэтому дети находятся дома.

"Муж работает на железной дороге, им зарплату дали только за июль. Мама работает в больнице санитаркой, там что-то капает из денег. Брат на шахту устроился, а там уже три месяца без зарплаты сидят и неизвестно, сколько еще просидят", – рассказала Екатерина.

Гуманитарный фонд Рината Ахметова стал последней надеждой молодых макеевчанок. Обе без проблем получили положенные наборы для своих детей. "Памперсы будем экономить, на зиму нужны будут. Подружке несколько штук отдам, она одна ребенка растит, у нее ни мужа, ни родителей. Хоть какая-то помощь, ей же полегче будет. А смесь буду, как кашку варить, чтобы ребенок кушал сытно. Когда холодно, надо всегда сытно наедаться, чтобы было тепло внутри", – улыбается Даша.

Девчонки молодцы, не падают духом. Они за своих детей готовы стоять до конца. Именно они были инициаторами похода измученных жителей Горняцкого района Макеевки в районный исполком, где представители "новой власти ДНР" заявили им, что талонов на гуманитарную помощь, как и самой гуманитарки в Макеевке, не будет. Голодающие макеевчане тогда перекрыли дорогу, их приехали разгонять вооруженные боевики. С автоматом – на матерей, требующих кусок хлеба для своих детей. Вот такое лицо у новых "хозяев Донбасса"…