Днепровские рекорды: самый старый мост и улица в тысячу домов

22 февраля 2010, 10:20
Сооружениями екатеринославской эпохи любуются до сих пор, а многие советские рекорды считают ярким и бесполезным проявлением тогдашней гигантомании

Проспект Ильича. Фото М. Мирошниченко

Главный проспект в 3 квартала

"Проспект Ильича — самый короткий в городе — три квартала. В 50-х он задумывался как грандиозный проект — основа объездной дороги из тупика 1-го трамвая до Кайдацкого моста. Но позже на проект махнули рукой", — рассказал Максим Кавун.

Реклама

Железобетонный и кривой

Фото gorod.dp.ua

Реклама

Мерефо-Херсонский мост — первый железобетонный мост в мире. Его начали строить в 1914 году. После Первой мировой — в 1928 г. — стройку продолжили. В 1932 году по нему уже бегали поезда. В городе бытует легенда, что во Вторую мировую войну из-за изогнутости в него не попала ни одна бомба. "Его разрушили немцы еще в 1941 г. Но пилотам пришлось сделать много вылетов, прежде чем удалось взорвать мост", — говорит историк Максим Кавун.

Дом в 3 троллейбусные остановки

Реклама

Фото И. Андрющенко

"Китайская стена" — самый длинный жилкомплекс в городе длиной около 850 метров (3 троллейбусные остановки). "Это направление в архитектуре — провал градостроения. В Америке в 70-х гг. такие дома взрывали. "Стена" — бездушный проект", — считает днепропетровский архитектор Юрий Прокуратов.

Бывшие самые высокие в Украине

Фото И. Андрющенко

Жилкомплекс "Башни" после постройки в 2004 году стали самыми высокими жилыми зданиями во всей Украине — их высота 112 метров. Сейчас в них живет едва ли не вся днепропетровская элита и даже легионеры ФК "Днепр". По оценкам риелторов, стоимость одного "квадрата" там достигает $4000. "К счастью, в советское время эти склоны были признаны слишком крутыми, чтобы испортить их очередным типовым проектом какой-то Китайской стены. С точки зрения технологий строительство Башен было своего рода прорывом", — говорит днепропетровский архитектор Юрий Прокуратов, получивший за "Башни" госпремию.

Самая длинная во всей Европе

Фото gorod.dp.ua

"В городе есть миф, что днепропетровская Набережная — самая длинная в мире. Это не так. Длина набережных на острове Манхэттен (Нью-Йорк) в несколько раз больше наших 23 километров. Наша набережная самая длинная в Европе. В царские времена на ней выгружали лес, а местные газеты писали, что, если не знать о существовании Днепра в Екатеринославе, то его можно вообще не найти. В 30-х сделали три квартала современной Набережной — от Московской до Литейной, в 60-х намыли берег и разбили скверы", — рассказывает Максим Кавун.

Монолиты на Победе уже сыплются

Фото gorod.dp.ua

"Свечки" на Победе — первые городские небоскребы, построенные в 80-х. Планировали построить три, но остановились на двух, проект был неудачным. "Сразу пошла деструкция стен, лифты ходили так, что без проводника было страшно заходить", — вспоминает Юрий Прокуратов.

Улица в тысячу домов

Улица Передовая (за ж/м Фрунзенский) самая длинная в городе — 809 домов. Вторая по длине — Братьев Трофимовых. На ней 561 дом. "Передовую пробили через 3 поселка при постройке Полтавского шоссе после Второй мировой войны. Запад такими улицами не удивишь. Например, Белый дом — 1600-й на авеню Пенсильвания", — объясняет Максим Кавун.