Дома с именем теряют крыши, мрамор и паркет

18 марта 2010, 17:42
Бесхозные легенды Одессы. У Гоголя живут бомжи и привидения, в школе техтоварищества обитают голуби, а дом Руссова законсервирован до начала ремонта

Реклама

В Одессе сохранились десятки именитых домов. Дом Руссова, Либмана, Новикова, Гоголя... Вот лишь неполный перечень уникальных зданий, в судьбе которых давно наметилась одна характерная черта. Они — в запущенном состоянии и уверенно разрушаются.

Самый яркий пример — дом Гоголя. Не сегодня-завтра он может исчезнуть с карты города. В 1850—51 годах здесь жил автор "Мервых душ". Сейчас от строения остался ветхий остов. Внутри — следы кострищ, мраморные ступени разрушены. Фасад напоминает фрагмент фотоснимка послевоенной Одессы: окна заколочены крест-накрест, с карнизов сыплются камни и куски кровли. По словам местного жителя Анатолия Халметова, более 10 лет назад дом продали частнику: "Жильцов расселили, но ремонта, ухода этот дом уже не видел. Бродяги жгут костры там, где был паркет. Были и возгорания, которые мы тушили сами. Если вспыхнет этот дом, наши дома тоже сгорят — они стоят впритык". Пристройка, в которой проживает Валентина, находится во дворе.

Реклама

"Камни карниза пробивали мою крышу. На нас может обрушиться весь карниз. А это несколько тонн! Мы жаловались в мэрию, но нам отвечают, что дом принадлежит частному владельцу, ремонт — его дело. А владельцы появлялись тут пару раз", — рассказала "Сегодня" Валентина.

В доме Гоголя часто бывают туристы и местная шпана. Они надеются встретить в квартире Николая Васильевича его призрак. А после себя бросают бутылки, окурки, оставляют надписи на стенах, вроде: "Гоголь, приди" или: "Я видел Вия".

"Дом Гоголя — серьезная проблема, — говорит руководитель управления охраны культурного наследия ОГА Наталья Штербуль. — Собственник выкупил квартиры и подвальные помещения, но здание — на балансе военного ведомства: тут были квартиры военных. Когда здание пришло в упадок, денег на его реставрацию не было. Квартиры передавались городу. Получился замкнутый круг: город может принять на баланс только те здания, ремонт которых обойдется не дороже чем в 300 тыс. грн. А тут нужно намного больше". По словам Штербуль, собственник не намерен вкладывать деньги в объект, пока не станет ясно, кто на самом деле является владельцем. Управление будет ставить вопрос ребром, и собственник может нарваться на иск.

Реклама

В критическом состоянии — здание на Княжеской, 1/а. Памятник архитектуры построен в 1894-м. В нем располагалось Императорское техническое общество. "Там обрушены кровля и перекрытия. На его восстановление мы запрашивали в облсовете 700 тыс. грн., но пока безрезультатно", — поделилась Штербуль.

ДОМ МЕЦЕНАТА РУССОВА УБИЛИ ОГОНЬ И ВОДА

Власти в очередной раз пообещали привести в первозданный вид многострадальный дом Руссова. Напомним, что в октябре 2009 года в одном из красивейших зданий города вспыхнул пожар. Дом был построен в 1897 году крупным предпринимателем, меценатом и коллекционером Александром Руссовым. С 1898 года на первом этаже здания размещалась знаменитая аптека Гаевского, ее хозяин выкупил здание у предыдущего владельца. В последние годы дом пребывал в плачевном состояниии. Еще с 2004 года его реконструкцией должна была заниматься фирма "Реставратор", но восстановления не случилось. Сейчас специалисты приступили к консервации здания — демонтируют упавшие балки и перегородки. Проектом реставрации займется муниципальное управление строительства. Однако, по словам экспертов, здание вряд ли восстановят. Причина — дом раскололи трещины, образовавшиеся от воды, попавшей внутрь при тушении пожара. По мнению народного архитектора Украины Владимира Глазырина, для восстановления необходимо несколько десятков миллионов гривен.

КАК КУПИТЬ ПАМЯТНИК

Как выяснила "Сегодня", завладеть именитым домом на законных основаниях не так уж и сложно. Главное — договориться с хозяином, которым может быть город, какое-то ведомство или жильцы здания. То же касается зданий-памятников архитектуры местного значения. "Любой собственник объекта культурного наследия обязан заключить охранный договор с облуправлением охраны культурного наследия, по которому он берет на себя обязательство сохранить этот объект, чтобы он не исчез бесследно", — объясняет начальник управления охраны объектов культурного наследия одесского горсовета Владимир Мещеряков. Если новоявленный владелец не выполняет свои обязательства, его могут лишить права собственности в судебном порядке. Кстати, вот уже полтора года о правах на дом на Княжеской, 1-а, спорят горсовет и облсовет. "Если найдется хозяин, который вложит деньги в его восстановление, облсовет прекратит эту тяжбу", — утверждает Штербуль.

Александр Сибирцев, Жанна Жукова