Дончане едут "в Украину", чтобы накрыть новогодний стол в Донецке

26 декабря 2017, 06:55
В новогоднюю ночь дончанам разрешат немного расслабиться – будет отменен комендантский час

Фото: pixabay.com

О том, что Новый год близко, в Донецке напоминает разве что украшенная на площади Ленина ель – да и та мокнет под дождем. Магазины, школы, другие донецкие учреждения и предприятия украсились еще в самом начале декабря. "По приказу", как шепотом объясняли посетителям вешающие "дождик" и елочные шарики на окна сотрудники. Иначе – штраф.

Вроде бы никого не оштрафовали, правда, полноценная зима в Донецке началась и сразу же закончилась, сменившись дождями и температурой до +5 градусов. Открытие главной донецкой елки сопровождалось легким морозцом вкупе с холодным ветром и невиданными вот уже три года пробками по улице Университетской – главную магистраль Донецка улицу Артема перекрыли вечером в пятницу. Елка же… Стройными рядами шли открывать елку дети, студенты и бюджетники, которых отпустили на час раньше с работы чуть ли не под расписку и под приказ – быть на открытии елки. Иначе – штраф.

Да, праздник в Донецке суров, но это все-таки праздник. "Настроения пока нет, ощущение Нового года дает только праздничная реклама по телевидению, – говорит донецкая домохозяйка Маргарита, обходя магазины и прицениваясь к продуктам. – Стол в новогоднюю ночь мы, конечно, накроем. Только надо успеть съездить "в Украину", закупиться. В Донецке можно покупать мясо, яйца, колбаску – все от местных производителей. А вот алкоголь, деликатесы, даже некоторые овощи – это все надо привозить, в Донецке они очень дорогие. Хотя с такими зарплатами все кажется дорогим… Шоколад надо внучкам привезти, конфет, игрушек. Подарки будут практичные – обувь, одежда. Я даже не знаю, дарит кто-то сейчас сувениры или безделушки".

Реклама

Фото: Twitter

Маргарита считает, что может позволить себе чуть больше, чем другие пенсионеры – ей помогают дети, живущие на подконтрольной части Украины. Что делать одиноким или безработным дончанам – она не знает.

"Еще в том году можно было по-человечески встретить Новый год, – вспоминает дончанка. – Тогда давали хорошую гуманитарную помощь от фонда Ахметова, там были даже конфеты и многое другое – можно было праздничный стол небольшой сделать, хоть порадоваться немного. Сейчас я не представляю, как людям выживать на пособия, на пенсии эти крохотные – что уж говорить про новогодние угощения?"

Житель Макеевки Андрей Житов говорит, что вот уже несколько дней он не знает – дадут ли ему зарплату в конце месяца или нет. "Наше предприятие понемногу работает, но деньги выплачивают с задержкой. Никто не знает, будут ли у нас деньги перед Новым годом, но боюсь, что нет. Банки прекращают работать уже 26 или 27 декабря, а без них нам никто ничего не выдаст. И будем с женой и ребенком Новый год встречать за пустым столом. Осталось еще немножко круп гуманитарных, вот их наверное, и будем доедать. Никогда такого до войны не было, чтобы рабочие без зарплат и без премий оставались на праздники!" – уверяет Житов.

Реклама

Понемногу атрибуты праздника появляются в домах дончан. Елочные базары открыты, но ажиотажа нет – позволить себе сосну за 400-500 рублей (190-237 грн) могут далеко не все. В почете – отдельные еловые "лапы", которые продают по 50-100 рублей (23-48 грн). Их-то и несут большей частью домой жители Донецка.

"Вроде бы цена не самая кусачая, но елку покупать не хочу. Посмотрите, все иголки желтые. В том году точно так же было – иглы желтые, елка начала быстро осыпаться. Спросили у продавца – оказалась из России. А ведь у нас в Донецке был прекрасный лесхоз, елочки были одна к одной, хорошенькие, свежие, недорогие. Неужели нельзя свое продавать, чем везти за тридевять земель?" – рассказала жительница Донецка Алена.

В новогоднюю (и в рождественскую) ночь дончанам разрешат немного расслабиться – будет отменен комендантский час. Жители горько иронизируют: "Вот это "царский подарок!" Правда, по улицам будут опять шляться пьяные боевики, но нам должно быть радостно и весело. Дай бог, чтобы не стреляли! Хотя знаете сколько в городе пьяных "обезьян с гранатой в руке" – сотни!" – рассказал Андрей Житов.

Недоумение у жителей оккупированных городов вызывают и уличные продавцы пиротехники и фейерверков, которые с маниакальным упорством пытаются продать свой товар. "Неужели они думают, что нам не хватает грохота, "бабахов" и вони? А ведь вроде запретили продавать и использовать этакие салюты, – удивляется дончанка Маргарита. – Стоят упорно, разложили свой товар, ждут покупателей. Вдруг кому-то покажется, что обстрелов мало, и решит купить, чтобы соседей попугать… Но я не видела ни разу, чтобы покупали".