Донецкая область находится на краю пропасти – эксперт

3 июня 2014, 10:05
Юрий Макогон рассказал, сколько регион уже потерял из-за нынешнего конфликта и как долго будет восстанавливаться промышленность даже при самом благоприятном развитии событий

Доктор экономических наук, профессор Юрий Макогон. Фото ec.donnu.edu.ua

В Донецкой области дестабилизация ситуации сильно ударила по экономике. О том, какие отрасли пострадают в первую очередь, что нужно предпринять для восстановления Донбасса и как долго будут ощущаться последствия нынешнего кризиса, рассказал заведующий кафедрой международной экономики Донецкого национального университета, директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецк, доктор экономических наук, профессор Юрий Макогон.

Экономика Донецкой области – экспортно-ориентирована. Около 70% нашего производства уходят за пределы Украины. Это продукция металлургии, машиностроения. Химики сориентированы на внешние рынки. На экспорт ориентировано сельское хозяйство, в том числе половина производства подсолнечного масла, а также поставки кукурузы и рапса. Кроме того, на внешние рынки поставляется часть продукции пищевой промышленности, например, кондитерской.

Реклама

Мы также являемся транзитной зоной между Россией и другими частями мира благодаря развитой железной дороге, автомобильным дорогам. На юге Донецкой области проходит так называемое Черноморское кольцо, которое опоясывает Азово-Черноморский бассейн, проходя через Украину, Россию, Грузию, Турцию, Румынию, Болгарию, Молдову. В Мариуполе действует крупнейший в Азовском море торговый порт.

У нас также были серьезные авиационные связи. Однако сейчас Международный аэропорт Донецк имени С.Прокофьева находится в нерабочем состоянии. Авиалинии перестали работать: сначала – "Аэрофлот", потом и другие, поскольку там стали проводить боевые операции.

Сможет ли промышленность нормально работать, если так называемая Донецкая народная республика объявит о самостоятельности?

Реклама

Внешние связи разрушатся, поскольку такое заявление не признает ни США, ни Европа. А это 2/3 наших внешних поставок. Только чуть более трети (35 – 38%, в зависимости от года) приходится на Российскую Федерацию.

В каком состоянии сейчас экономика региона, можно ли оценить последствия дестабилизации ситуации?

Отрасль машиностроения, например, просела на 40%. Граница с Россией находится в нерабочем для экономики состоянии. Внешнеторговый оборот с Россией уменьшился в три раза (имеется в виду показатель по Донецкой области).

Реклама

За последние 4 месяца в два раза увеличилась безработица.

Данные Главного управления статистики в Донецкой области. Инфографика: Сергей Ус

Особенно уязвимым оказался малый и средний бизнес. Он составляет не так уж много – чуть больше 10% валового продукта области, а сегодня – уменьшился в два раза.

В этой сфере, конечно, достаточно серьезная составляющая теневой экономики. Но малый и средний бизнес давал людям работу. Хотя формально часть людей оставались безработными, на самом деле они продолжали работать, и это взаимно устраивало и работодателей, и их наемных работников. Люди могли обходиться этой работой. Хотя сама теневая экономика отрицательно действует на формирование бюджета, оборот наличности вне налоговой системы. Теневая экономика и коррупция, связанная с ней, должны быть исключены вообще. Но, к сожалению, эти факторы есть. И до определенного времени это давало рабочие места. Сегодня закрыты многие маленькие предприятия. Перестала работать часть компаний в сфере обслуживания.

Конфликт коснулся и банков. Банковская система испытывает очень серьезное давление. Это связано и с вопросами безопасности, и с изменением нормальной экономической жизни.

Поражена железнодорожная система, а без нее не может нормально функционировать ни металлургия, ни шахты, ни коксохимики, ни химики, ни машиностроители, которые у нас находятся.

Какие потери понесла экономика за время конфликта?

Я считаю, что с учетом сложности возобновления крупного бизнеса, мы стоим на краю пропасти. Нам нельзя продвигаться дальше. Я полагаю, что мы потеряли около 30% валового продукта по этому году. Это прогноз на окончание 2014 года. Дальнейшие прогнозы будут зависеть от того, как будет развиваться ситуация.

Сколько времени необходимо для восстановления региона?

Если мы сейчас остановимся и в этом году устроим все государственные институты, упорядочим взаимоотношения регионов и центра, при которых регионы получат дополнительные права, во внешнеполитической сфере руководство проведет переговоры о возобновлении обоих векторов – как сотрудничество со странами Таможенного союза, так и с Европейским союзом, и это все вместим в 2014 год, то в 2015 году, в лучшем случае, приблизимся к уровню до политического кризиса (2013 года). Мы вошли в рецессию чуть раньше, чем начался политический кризис. При этом мы не восстановили еще докризисный период 2008 года. То есть весь 2016 год уйдет в лучшем случае на то, чтобы мы вышли на уровень до 2008-го. И это при благоприятном развитии ситуации.