Донецк дарит малиновый звон

18 января 2010, 18:47
Встречай, Одесса. Колокольных дел мастера из Донецка отлили главный звон для монастыря Южной Пальмиры

Донецкие мастера изготовили пятитонный церковный колокол для одесского Свято-Успенского мужского монастыря. Огромный колокол доставили в Южную Пальмиру 13 января. В ближайшее время он будет освящен митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом и установлен над главным входом в монастырь на колокольне. В Свято-Успенском монастыре уже есть 14 небольших колоколов. Вес самого крупного из них — 1,2 тонны, поэтому донецкий гигант станет самым большим в звоннице.

Главный колокол монастыря отливали на Донецком металлургическом заводе. По словам колокольных дел мастера ДМЗ Сергея Самойлова, который трудился над звоном, на работу по литью ушло два месяца, около месяца на него ставили иконы. Вообще, процесс производства колоколов — долгий и кропотливый. Если что-то пойдет не так, труд многих месяцев окажется напрасным. Поэтому мастера постятся, перед заливкой читают молитву. "На нашем участке работают десять человек, все верующие, — рассказывает мастер. — К работе приступаем с чистыми помыслами и добрым сердцем".

Реклама

Создание колокола отождествлялось на Руси с таинством рождения. Недаром в описании колокола используются совсем человеческие эпитеты — "плечи", "язык", "голос", "уши". "Колокол — как человек. Рождается, набирает силу, не ранее чем через три месяца начинает обретать голос — то, что называют малиновым звоном, а в возрасте 100 лет умирает, теряя звучание. Причина этому — то, что для литья используется колокольная бронза — сплав меди и олова. Такая бронза издает чистый и глубокий звук, но подвержена старению: с годами структура становится более рыхлой, качество звука меняется, он становится глуше", — поясняет Сергей Самойлов. Есть у каждого церковного колокола и свое имя. Обычно его дают в звоннице, но и у колокольных дел мастеров есть свои рабочие названия звонов. Так, 5-тонный колокол дончане называли "Успенским Одесским".

Средняя цена за килограмм литого изделия составляет 140 грн. То есть на одесский колокол ушло около 700 тыс. грн. Он был изготовлен на пожертвования прихожан одесского монастыря, в том числе Наталии Руслановой и Ростислава Павличенко, их имена увековечили на звоне.

Жанна Жукова, Татьяна Дубовая