Донецкий охранник Сталина и сибирских алмазов

6 ноября 2008, 19:21
Имя Василия Тарновского высечено на донецком "Ангеле мира". Потомок известного украинского мецената и дворянина Сергей Тарновский начинает листать свой семейный альбом, по которому можно изучать историю Украины.

ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО. "Видите это здание? — показывает он на очередное фото. — Его построил композитор Михаил Глинка, он работал у Василия Васильевича капельмейстером. Тут был большущий винный подвал, он над этим винным подвалом построил себе помещение. Именно здесь Глинка и написал свою оперу "Руслан и Людмила". Василий Васильевич никогда не жалел для него денег". Кстати, Сергей Тарновский о своем предке рассказывает не только общеизвестные факты: "Вот на этом фото Василий Васильевич с женой. Он был таким бабником, что любил не только свою жену, но и всех красивых дворянок", — откровенничает Сергей Тарновский. Каждая страница альбома — целая история: "Это графиня Татьяна Тарновская, она была замужем за Алексеем Каплером. Тем самым известным режиссером и драматургом, который написал сценарий для фильма "Ленин в 1918 году". Татьяна Тарновская была очень красивой женщиной, но Каплер начал встречаться с дочерью Сталина, Светланой. Когда об этом романе стало известно, то его сразу же на север отправили без суда и следствия, на 10 лет. Вот имение Тарновских в Качановке. (Кстати, эта дворян_ская усадьба единственная в Украине, которая уцелела до наших дней, она находится в Черниговской области — прим. ред.) Мы — Тарновские приезжаем в Качановку каждый год в мае. Имение пережило сложные времена. Когда к власти пришли красные, то поместили в главном здании усадьбы всех бездомных. Тогда в имении даже могилы разрывали… Конюху Тарновских пришлось спасать добро. В имении есть скульптуры, которые стоят там с 1750 года. Было время, когда дети пробирались на территорию усадьбы и ломали все. Тогда конюх Тарновских ночью выкопал яму возле своего дома. И на упряжке с лошадью перетаскал скульптуры к своему дому и закопал их там. Нашли их через много лет", — рассказывает Сергей Васильевич.

КАК ОХРАНЯЛИ ПРЕЗИДЕНТА АВСТРИИ. Сам потомок известного мецената прошел всю войну. Он охранял президента Австрии и служилв Кремлевском полку. "Я помню парад Победы в 45_ом году. Мне был тогда 21 год. Я был командиром взвода воздушно-десантных войск. До войны поступил в Шуйское военное училище десантников, отучился там до 1943 года, потом Сталин решил, что нам нечего зря штаны протирать: Родина в опасности, и отправил на фронт. Я попал в пятую гвардейскую дивизию, которая сначала была резервом Ставки Главного Командования. До сих пор эта дивизия существует. Мы все являемся почетными воинами, те, кто там служил. С этой частью я прошел всю войну, освобождая Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. В Венгрии были сильные бои. Немцы нас тогда так прижали! Мы хотели уходить через Дунай, но буквально перед самым отступлением нам помог погранотряд. Майор этого отряда сообщил, что будет общее наступление. Кстати, потом, через несколько лет, мы встретились с этим майором, когда он приезжал набирать людей в полк для охраны президента Австрии Карла Реннера (первого главы послевоенной Австрии). Чтобы попасть в этот полк, надо было быть выше 1,8 м., иметь образование не ниже 7 классов, (это приравнивалось к среднему образованию — прим. ред.) Я же еще разговаривал на пяти языках: немецком, молдавском, румынском, венгерском, польском", — вспоминает Сергей Тарновский. Ему даже доводилось общаться с Реннером, который хорошо знал и помогал деньгами Ленину: "Карл Францович хорошо говорил по-русски. Однажды я спросил: "Почему вы так Ленина признали?" Он ответил: "В этом маленьком лысом человеке была большая сила. Если бы ему дали точку опоры, он бы опрокинул весь земной шар".

Реклама

ЗОЛОТО И АЛМАЗЫ. Потом Сергей Тарновский оказался в Ужгороде, на заставе, которая охраняла границу с Чехословакией. Однажды его срочно вызвали в штаб. Отдали все документы и сказали: "Езжайте во Львов". Там собралась группа человек из 10_ти. И всем объявили: "Приехали из Москвы набирать в кремлевские войска". Так наш герой попал в этот полк. Это было в 1947 году. Я попал в литер "Б". Почти месяц у нас шла медпроверка. Когда началась служба, то я был старший в группе по перевозке драгоценностей. Мы возили из Магадана драгоценные камни, золото в Госхран. А через полгода меня перевели в литер "А". Там мы уже сопровождали первых лиц Советского Союза. Мы охраняли Сталина, Молотова, Ворошилова, Буденного. Например, если куда-то ехал Сталин, то у него был бронированный вагон в середине состава, а в соседних вагонах ехали мы".

Когда Тарновский рассказывал о войне, он вспомнил одну удивительную историю: "Когда в конце войны в Австрии, в городке Амштеттен, наши войска встретились с американцами, ко мне подошел один капрал. Мы на радостях обнялись. Я до сих пор храню портмоне, которое он подарил. Мы обменялись адресами. Его мать была немкой, а отец американцем. Мы начали с ним общаться. Прошло много лет. И в 1990-м году меня пригласили на парад Победы. И вдруг, когда проходили маршем десантники, два американца встают, и начинаю кричать: "Браво! Браво!" Я говорю переводчице: спросите, почему они так приветствуют наших десантников. "Я тоже бывший десантник", — сказал американец. "Амштеттен?" — спросил я. А он на меня смотрит-смотрит, потом: "Сергей! Сергей! Я Бен!" Я тоже его узнал. Вот так через 45 лет мы опять встретились. У меня и адрес его есть, но уже лет 8—10 нет ответа на мои письма, наверное, он умер".

Алла Малиновская

Реклама