Душа Одессы на ремонте

5 июля 2008, 08:30
Привоз. В Гражданскую войну здесь торговали фирменные магазины Мишки Японца, а перед Отечественной — гулял слон.

Разруха. Раньше места на Привозе передавали по наследству, а теперь бронируют запланированные прилавки на год вперед, фото А. Левицкий

Реклама

На днях исполняется ровно год после начала реконструкции рынка "Привоз". Восстановление торговых рядов назревало давно, ведь "Привоз" сохранился до наших дней почти в первозданном виде — с лабазами и древним Фруктовым пассажем.

Южная Пальмира родилась сразу с портом и рынком. Собственно, первоначально вся Одесса представляла собой большой базар. Буквально рядом с причалами "с колес" купцы продавали привозные товары. На окраинах разбивали биваки чумацкие обозы с солью и караваны с украинской пшеницей. Но к началу XIX века дума была поставлена перед необходимостью выделить специальное место под торговлю — уж больно надоела городским обывателям толкотня и крики перекупщиков прямо под окнами домов. В 1827 году на окраине города поставили примитивные лавки и лабазы для "местных" — торговых крестьян и новоросских купцов, так как к тому времени иностранцы полностью "оккупировали" Греческий базар, ставший впоследствии Греческой площадью. "Новый рынок" получил название "Привоз", так как был специализирован под торговлю с телег. Со временем "Привоз" оказался в центре города, и это предопределило его "победу" в конкурентной борьбе с другими рынками. Архитектура "Привоза" определялась его "колесным" характером, поэтому единственным капитальным строением стало здание Фруктового пассажа, построенное в 1913 году по проекту архитектора Нестурха. Много позже, в 50-х годах ХХ века, на месте бараков, где резали скот, построили здание мясного и молочного корпусов.

ДУША ГОРОДА. Настоящую известность одесский "Привоз" приобрел в начале ХХ века. Это заслуга одесской плеяды писателей и поэтов, которые перебрались в Москву. Почти все они стали классиками еще при жизни — Бабель, Олеша, Катаев, Багрицкий, Ильф и Петров. Литературный образ "Привоза" создал Катаев. Слова героини "Белеет парус" — "это не бички, это воши!" — известны всему миру.

Реклама

Но настоящий "Привоз" всегда был местом достаточно нелицеприятным. Еще в конце 70-х годов XIX века современники описывали центральный рынок следующим образом: "...в промежутках между балаганами проходящие и торгующие на площади справляют естественные нужды, в зеленом ряду — кучи гнилой зелени... Вонь от нечистот... невыносимая". В соответствии с Торговым уставом на "Привозе" уже в XIX веке был свой "директор" — базарный смотритель, который расставлял телеги и взимал по 3 копейки с каждого воза. Копейки шли в городскую казну и предназначались для уборки. Но уже тогда за хорошее место в торговых рядах купцы давали на лапу базарному смотрителю. Так что эта должность уже к 60-м годам XIX века стала наследственной. Еще в 70-х годах ХХ века на "Привозе" работал Самуил Берштейн — потомок династии базарных смотрителей.

Угроза инфекций заставила думу создать торговую полицию, сотрудники которой следили за качеством товаров. Эти полицейские рука об руку работали с городской полицией и таможенной стражей, а позже и пограничной стражей. "Привоз" манил к себе полчища авантюристов и мошенников. Именно там впервые появилась продукция с "Малой Арнаутской" — поддельные под "заграницу" вина и промтовары. В квартале от рынка работали огромные цеха, где бутылировали и газировали настоящее "французское" шампанское "Мадам Клико" бессарабского разлива, смешивали "итальянскую" краску для волос и штамповали "гамбургские" зажигалки. История с поддельной краской для волос, которой окрасил шевелюру незадачливый Киса Воробьянинов из "12 стульев", имела под собой реальную основу. По воспоминаниям жены Ильи Ильфа, советский сатирик в пору одесской юности также случайно покрасил волосы в фиолетовый цвет перед свиданием. В пору Гражданской войны на "Привозе" были открыты "фирменные" магазины Мишки Японца, где ограбленные "буржуи" могли приобрести свое же добро со скидкой, как для "своих". После революции активисты попытались было переименовать "Привоз" в рынок "Октябрьский", но название так и не прижилось.

К 1941 году относится любопытный казус с городским слоном Мурзой, которого решили вывезти в зоопарк Харькова. Засидевшийся в неволе слон решил поближе познакомиться с местом, откуда в его вольер на протяжении нескольких лет доносились приятные запахи, и направился прямиком в Фруктовый пассаж. Несколько часов слон разгуливал по опустевшему "Привозу" и, не спрашивая цен, питался овощами и фруктами. Особенно по вкусу Мурзе пришлась белокочанная капуста, которую тот и употребил в количестве нескольких десятков килограммов. После этого слона удалось увести на вокзал.

Реклама

В годы оккупации "Привоз" стал местом, где можно было без цензуры узнать свежую сводку с фронта. Во время облав бессарабские торговцы бесстрашно прятали в своих возах евреев.

НА РЕМОНТ ДЕНЕГ НЕТ

Торговцы на "Привозе" отчаялись дождаться того счастливого момента, когда согласно обещаниям администрации рынка в реконструированном здании появятся новые торговые места. "Год прошел, как нас выгнали за забор. Я ни разу не видела, чтобы за ограду заезжали какие-то грузовые машины или заходили строители. Там только свалка. Нам лишь сказали ждать строительства до осени. Сейчас же овощи, фрукты пошли, их хранить приходится на жаре. За аренду мест на окраине мы платим около 25 грн в день", — говорит продавец Любовь Владимировна.

"В июне прошлого года мы выдали готовый проект реконструкции "Привоза". Сейчас руководство рынка решает финансовые вопросы, так как это дорогое удовольствие и инвесторов не так легко отыскать", — говорит директор ООО "Проектная группа", заслуженный архитектор Украины Владимир Глазырин.

Говорят, что места в обновленном "Привозе" раскупили заранее. "Я торгую курицей уже семь лет, готова платить много ради хорошего прилавка с холодильником и кондиционерами. Но я думаю, что в следующем году строительство не закончат, а когда закончат, мест уже не будет", — считает продавец Наталия.