Джазовая молитва на иврите с контрабасом

20 октября 2008, 17:35
Американо-израильский джазист Авишай Коэн обнимался в Харькове с контрабасом, рассказал, почему любит антикварный инструмент как близкого друга и как заряжается от публики.

Авишай Коэн, фото www.zajazz.com

Один из самых влиятельных басистов мира — израильский американец Авишай Коэн — вместе с пятью музыкантами на днях выступил для харьковчан на сцене театра Шевченко. Его концерт прошел в честь открытия школы джаза в нашем городе.

Контрабасист и бас-гитарист, который еще и поет, — таких музыкантов в мире единицы. К тому же Авишай поет на языках для джаза не вполне традиционных: на иврите, древнем арамейском, испанском. Его корни — в Израиле, хотя сам он уже больше 15 лет живет в Америке. Но, оказывается, слушателям необязательно знать язык, чтобы понять смысл произведения, — уже через несколько песен зал становится участником действа, подпевает Авишаю на иврите, танцует. Хотя этот музыкант впервые приехал в Харьков и большинство слушателей видят его впервые, в зале театра Шевченко царит дружеская и почти семейная атмосфера. Недаром певица Карен Малка, исполняющая бэк-вокал, которая приехала в Харьков вместе с Коэном, уверяла, что их группа живет, как семья, понимая и поддерживая друг друга.

Реклама

ГРАЖДАНИН МИРА. "Сегодня же пятница? — интересуется у публики Авишай Коэн на английском. — Это хорошо, потому что сейчас мы как раз споем пятничную молитву, которую читают всей семьей за столом. Ее слова я узнал от деда". Позже Авишай рассказывает, что дед, отец его матери, которого уже нет, родился в Испании, жил в Турции и Греции до того, как осесть в Израиле. Маленький Авишай часто слышал, как дед поет — в основном это были древние молитвы, традиционные для израильской культуры.

Став музыкантом, Авишай Коэн сам написал или изменил мелодии к этим молитвам, сделал свои аранжировки к текстам, которым больше тысячи лет. Есть у него также песни о смысле жизни, о периодах, которые случаются у каждого, — "когда надо быть сильным", о "черных и белых полосах", которые каждый переживает по-своему. Но все же, говорит Авишай Коэн, в основном он поет о любви, без которой себя не представляет. Размышляя о том, что для него труднее — петь или играть, он говорит: "Когда я пою — я раскрываю свое сердце. Это выглядит так, будто я снимаю с себя одежду и остаюсь весь на виду. Это самое чудесное ощущение, но и очень непростое. Когда я играю, то могу хотя бы спрятаться за инструмент. А уж петь и играть вместе — это как высшая такая точка самообнажения!"

О ЛЮБВИ. В самом деле, то, что делал на сцене театра Шевченко израильский музыкант Коэн, было похоже не на игру на контрабасе, а на интимный и страстный акт любви с ним — так нежно и чувственно обращался он со своим инструментом, то прижимаясь к нему щекой и обнимая его, то виртуозно и самозабвенно перебирая струны. За такое "почти физическое" исполнение джаза критики уже давно окрестили выступления Коэна "сексом на сцене". На вопрос, с чем бы он сравнил свой контрабас, Коэн, засмеявшись, ответил: "Конечно — с женщиной!" Впрочем, тут же уточнил, что хотя контрабас похож на женщину своими формами, это всего лишь кусок дерева.

Реклама

Кстати, контрабас Авишая Коэна заслуживает внимания сам по себе. Это антикварный инструмент, которому более ста лет! Сам музыкант утверждает: стоимость уникального контрабаса невелика, всего около 20 тысяч долларов, есть и более дорогие инструменты. Однако на самом деле эти цифры не выражают его истинной ценности, говорит Коэн и признается: контрабас для него — почти как близкий человек, поэтому и дорог он по-особенному.

МНОГОЗВУЧИЕ. Помимо привычных струнных, клавишных и ударных инструментов на концерте звучали и экзотические, например акустический уду, похожий на большой перевернутый кувшин. По словам перкуссиониста Итамара Доари, уду звучит в этнических мелодиях Среднего Востока, Турции и Израиля.

Надо заметить, что многие харьковские любители джаза, которые раньше не слышали знаменитого басиста, были удивлены его музыкой, достаточно далекой от "традиционного" джаза. Сам Коэн затрудняется определить свой стиль и поясняет, что его музыка — это живая смесь мелодичных композиций фолка, этно, латино, фанка, соул, вплетенных в джаз.

Реклама

ПУБЛИКА. Пока мы слушали и смотрели на Авишая Коэна, он смотрел на нас. На концерте он пошутил: "Вы думаете, это вы от нас заряжаетесь музыкой? Все как раз наоборот — вы сами нас питаете!" А позже признался: "Было интересно наблюдать за публикой: вначале она была очень закрепощенная, сдержанная. Но постепенно мы смогли "войти в резонанс", почувствовать друг друга, подружиться, между нами возникла связь. А в конце произошел настоящий взрыв, катарсис!"

У группы напряженный график выступлений, поэтому репетировать им приходится, что называется, "на колесах". Так, в Харьков Авишай прибыл прямо из Парижа, где накануне играл для тысячной аудитории, после нас группа снова едет во Францию, чтобы дать еще три концерта. Там же в декабре он собирается записать новый альбом, который должен появиться в марте.

ПОЛЮБИЛ ДЖАЗ ЕЩЕ ПОДРОСТКОМ
38-летний Авишай Коэн признается, что сочинять музыку он начал еще мальчишкой. Сначала были миниатюры на фортепьяно. А джаз Коэн полюбил в 14 лет, когда увидел электробас. Молодой человек поступил в высшую сценическую школу и стал постоянным слушателем на джазовых концертах. Авишай Коэн прибыл в Америку, когда ему был 21 год. Музыкант поселился в Нью-Йорке, считая, что именно в этом городе у него есть больше всего шансов раскрыть свои способности. В Соединенных Штатах Америки молодого человека сразу заметили ведущие музыканты. Авишай Коэн вскоре прославился как участник трио Origin пианиста мировой величины Чика Кориа. В 36 лет Коэн покинул звездный проект Чика Кориа, потому что мечтал начать наконец сольную карьеру.

Сейчас Авишай живет и работает в Соединенных Штатах. Он утверждает, что его основная духовная составляющая находится на родине, в Израиле. Говоря о самом любимом в мире месте, он, не задумываясь, произносит: "Синай". Музыкант говорит, что полуостров, расположенный на границе с Египтом, дает ему вдохновение и силы, хотя сам он родился на севере Израиля. Сейчас Коэн является лидером искрометного трио и автором шести студийных альбомов.

Школа джаза, которую музыкант открыл в Харькове, будет включать в себя еще и школу театра и искусствоведения. Организаторы обещают всем желающим обучаться мастер-классы от звезд мирового джаза, драматургии и культурологов уровня Михаила Казиника. Со временем будут организованы также семинары и творческие лаборатории для всех желающих (как уверяют организаторы, все это можно будет посещать абсолютно бесплатно, что особенно приятно).

Василиса Егорова