"Единственное, что беспокоило, – как смотреть людям в глаза". Интервью Игоря Пупкова о поездке в "серую зону"

11 октября 2020, 17:42
Ведущий новостей "Сегодня" на телеканале "Украина" рассказал детали поездки в Донбасс, которые остались за кадром, поделился эмоциями от увиденного и общения с жителями Опытного

Часто телеведущих воспринимают как дикторов, которые сообщают самое актуальное из уютной студии. Однако ведущие "Сегодня" не только следят за новостями, но и непосредственно исследуют, сопереживают весомым событиям в жизни страны и мира. Так, недавно Елена Кот и Игорь Пупков вместе с командой отправились в село Широкино и поселок Опытное на Донбассе, чтобы самим увидеть и показать другим реалии жизни на линии соприкосновения. На этой неделе в выпусках новостей "Сегодня" зрители уже увидели эксклюзивные репортажи ведущих из "серой зоны". Кроме этого, Игорь Пупков поделился подробностями поездки и рассказал, что же побудило его сменить костюм, комфортную столичную студию на бронежилет, каску и отправиться на передовую.

- Что заставило выйти из зоны комфорта, кто был инициатором поездки? Был ли страх – ведь на той территории продолжаются обстрелы, населенные пункты расположены вблизи линии соприкосновения?

Реклама

- Поездка была запланирована в рамках редакционного задания, мы с Еленой Кот сразу согласились. Считаю, что в водовороте последних событий, затяжной информационной войны все начали забывать о Донбассе. Притупляется ощущение трагедии, данные ООС часто воспринимают только как статистику, а новости о Донбассе, страшные кадры – просто как картинку из какой-то параллельной реальности. Сегодня важно помнить, что человеческие жизни забирает не только нашумевший коронавирус, но и война, которая все еще рядом... Тысячи людей до сих пор ждут помощи и мира.

Читайте также:

К командировке тщательно и ответственно готовились. Обычно журналистов не пускают в "серую зону" из-за обстрелов. Однако нам удалось попасть в отселенные села благодаря Национальной платформе примирения и единства. Страха, что могут начаться обстрелы, не было. Об этом вообще не думал. Единственное, что меня очень беспокоило, – как смотреть этим людям в глаза, что у них спрашивать и, главное, как отвечать на их вопросы.

Реклама

- Что оказалось самым тяжелым во время поездки? Поделитесь личными впечатлениями от увиденного, что на вас повлияло больше всего?

- Помню, когда мы приехали, пресс-офицер сразу предупредила: "Надеюсь, среди вас нет слабонервных". Казалось бы, мы, как ведущие новостей, готовы к худшему, однако здесь даже мне, мужчине, было трудно сдерживать эмоции. Была ситуация, когда общались с местными жителями в Опытном, слушали их истории и не могли сдержать слез, приходилось приостанавливать беседу и выключать камеру.

Когда попал в Широкино, переполняло ощущение, будто оголился нерв. Своими глазами увидел и почувствовал горе, катастрофу на каждом сантиметре. Гнетущая тишина, разбитые или сгоревшие дотла дома, руины, обломки снарядов – трудно даже представить, что когда-то здесь был райский уголок на берегу моря. До поселка добирались военным транспортом. Здесь сегодня ни души, почти не осталось уцелевших домов. Всех жителей вынужденно выселили из-за постоянных обстрелов. В населенным пункте передвигались только по дороге, поскольку территория заминирована. Все время были в бронежилете, в каске, в сопровождении и под пристальным вниманием украинских военных.

Реклама

/ Фото: Сегодня

В Опытном все еще проживают люди. Сейчас здесь всего 36 жителей, до войны было 800. Остались в основном люди пожилого возраста. Они понимают, что никому не нужны. Этим людям много не надо. Это тот возраст, когда фактически вся жизнь уже пройдена, нужен только кусок хлеба, вода и дожить свой век в родном доме.

У дороги двухэтажные серые многоквартирные дома. Хотя в них и заменили крышу, окна, однако в помещениях все равно очень холодно, условия фактически непригодны для жизни. Трудно смириться с мыслью, что скоро зима и местных ждет выживание в лютые морозы. Эти люди уже шесть с половиной лет живут без света, газа и водоснабжения. Пищу готовят на улице, дома обогревают буржуйками, нарезают ветки деревьев, военные привозят торфяные брикеты. Волонтеры доставляют пищу, питьевую воду, но, к сожалению, из-за отсутствия электричества продукты быстро портятся, их просто негде хранить.

Во дворах на деревьях подвешивают детские ванночки, чтобы собрать дождевую воду для элементарных бытовых нужд. Чтобы хоть как-то выжить, каждый занимается хозяйством: держит кур (которых также привезли волонтеры), коз, выращивает овощи.

- С кем местные поддерживают связь? Откуда узнают и следят ли за тем, что происходит в стране?

- Нет телевидения, нет никаких средств коммуникации. Военные, волонтеры – своего рода проводники между жителями Опытного и миром. Рассказывают, что сейчас происходит в стране. Некоторых стариков посещают родственники, однако добраться до поселка трудно. Приходится ехать через поля, низину, чтобы не попасть под пулю снайпера. Другой дороги нет, поскольку остальные пути сейчас под прицелом снайперов.

Очень обидно осознавать, что все это не следствие неизбежного стихийного бедствия, а горе от человеческих рук. Жители пожилого возраста, которые остались в Опытном, не хотят оставлять родной поселок. Если раньше все надеялись, что война быстро закончится, все мирно наладится, сейчас большинство мечтает о скорой смерти... Скорой легкой смерти от взрыва снаряда...

По возвращении из командировки несколько суток не мог уснуть и прийти в себя. Здесь спокойная привычная жизнь, а совсем рядом люди живут в постоянном страхе. Как можно запускать салюты и отмечать праздники, когда там взрываются снаряды?! Как можно заказывать изысканные блюда в ресторане, когда совсем рядом людям нечего есть?!

- По вашему мнению, что в силах СМИ – "четвертой власти", чтобы повлиять на ситуацию – не только привлечь внимание к проблеме, но и заставить действовать?

Мы с Еленой сами побывали, увидели, отсняли цикл сюжетов. Убеждены, что эти жуткие кадры должны стать настольной видеокнигой, которую каждое утро обязаны смотреть все депутаты, чиновники.

Пообщавшись с жителями, увидели, что люди все больше теряют надежду и задаются лишь одним вопросом: за что и почему именно им все эти испытания? Наша же цель здесь, в месте, которое почти изолированно от мира, – увидеть и услышать соотечественников, оставшихся здесь. В силах СМИ – не постоянно привлекать внимание к проблеме, не оставлять ее, чаще акцентировать на том, что война все еще бок о бок с нами.