Эдуард Гурвиц: "Проблема у нас одна – деньги, а остальное мы сделаем"

27 сентября 2007, 07:55
Одесский градоначальник в беседе с "Сегодня" поделился планами на то, как будут реконструировать центр города, рассказал почему у нас нет набережной, и что власти собираются делать с постоянными пробками на дорогах

ДВАЖДЫ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА

Эдуард Гурвиц, Родился 30 января 1948 года в Могилев-Подольске Винницкой области. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1971 году по специальности "инженер путей сообщения". 1971-1972 – служба в армии. После этого работал мастером, прорабом, старшим прорабом на стройках Молдовы. В 1991 году избран председателем Жовтневого райисполкома города Одессы. С апреля 1994 года — депутат Верховной Рады Украины. В июле 1994 года Эдуард Гурвиц впервые становится мэром Одессы. В марте 1998 года Гурвиц вновь переизбирается на должность городского головы, но выборы признают недействительными, поэтому в том же году он проходит в парламент. В 2006 году вновь на выборах получает кресло городского головы.

Реклама

Имеет двух детей: дочь – Евгению, 1975 года рождения, которая проживает в Киеве, и сына Станислава, 1983 года рождения, который проживает в городе Хайфа (Израиль).

— Эдуард Иосифович, сейчас, наверное, самая острая проблема в городе — реконструкция центра, одесситы очень трепетно относятся к тому, что меняется исторический облик города, который по праву считается одним из красивейших в Украине по архитектуре и который просто напросто закатывают в асфальт. Вот взять хотя бы тот же Французский бульвар...

- Нет, Французский бульвар сохранится. Там речь идет совершенно о другом — не о реконструкции, а о ремонте. Удастся ли сделать так, чтобы с двух сторон были трамвайные полосы, но так, чтобы они проходили на одном уровне с самой дорогой. Эта идея была бы хороша в условиях напряженного движения, что есть на Французском. Но… мы столкнулись с проблемой — там, где проходит трамвай, есть деревья. Их не так много, но они есть. А для того, чтобы опустить трамвай на уровень дороги, эти деревья придется убрать. И в асфальт никто бульвар закатывать не собирается. Просто брусчаткой выложена дорога, а там, где идет трамвай, — там асфальт. Сейчас еще нет окончательного плана, как мы будем это делать. Есть варианты, чтобы положить на те участки бульвара высокопрочный кирпич. Ведь в городе мы уже делали такие эксперименты — на Ришельевской, например. Этот материал очень хорошо себя зарекомендовал, он очень прочный и долговечный. Ремонт на Французском бульваре очень сложный. Тем более мы хотим сохранить трамваи. Никто "5-й" маршрут убирать не собирается. Это экологический транспорт, нужный для города. И у нас есть примеры подобного ремонта – ведь на Колонтаевской мы тоже сохранили трамвай, только опустили его на уровень основной дороги.

Реклама

— А вот почему бы вообще не отказаться от трамваев. Ведь это очень дорого, к тому же проблема пробок возникает. В той же Москве взяли да и убрали все трамваи...

— Мне кажется, что это ошибка. В Одессе они как историческая ценность. Кроме того, во всем мире возвращаются к трамваям. Это очень удобно для всех категорий людей. Мало того, это экология. Это чистый транспорт. Да, хорошие трамваи стоят дорого. Один не меньше миллиона долларов. К тому же покупать пять-шесть – не имеет смысла. Нужно закупить 50 таких трамваев, тогда можно говорить, что проблема решена и одесситы получили качественный общественный транспорт.

— Вот интересно, как, по-вашему, справляется ли общественный транспорт с потоком пассажиров, ведь снова-таки – город растет, людей становится все больше…

Реклама

— Конечно, не хватает. Парк общественного транспорта у нас еще с 80-х годов. Было время, когда 12 лет Одесса вообще не обновляла парк общественного транспорта. Конечно, транспорта большой вместимости Одессе не хватает. Сейчас мы стараемся изжить микроавтобусы из центра…

— Изжить?

— Да, на магистральных улицах должны ходить большие автобусы, свыше 80 пассажиров. А маршрутки должны подвозить людей к этим транспортным артериям. Потому что перегрузка города маршрутками, особенно центра, эти 3 тысячи автобусов, которые постоянно нарушают правила, останавливаются, где хотят, возят пассажиров без удобств, – это, может быть, и было нужно 10 лет назад, но теперь нужно перейти к нормальному городскому транспорту. Нужно создать скоростные маршруты, сквозные, через весь город, длиной 36 километров. Кроме того, в Одессе большие проблемы с автобусными станциями. Некоторые из них желательно убрать из городской черты. Ведь в город входит 1600 автобусов из различных областей и районных центров ежедневно. Мало того, город колоссально сегодня перегружен грузовым транспортом, который идет в порт. Хотя порт заявляет, что на сегодняшний день они экологически чистое предприятие, но это правда, которая намного хуже, чем ложь. Посмотрите, в город каждый день входит 600 большегрузных автомобилей, которые идут в порт. Каждый из них по вредности, как 80 легковых машин! Тем более что все они въезжают в Одессу, не организовав диспетчерской службы, стоянок… Это 30% загрязнения воздуха в городе. И при этом порт рассказывает, что его выживают? Это все сказки. Вопрос стоит так: не должен порт развиваться в ущерб самому городу и захватывать новые участки территории. А город должен в центре иметь нормальный выход к морю, набережную… И потом, сейчас действительно есть возможность расширять Ильичевский порт. Конечно, это не наша компетенция – выносить порт. Но вот прекрасный пример – в Балтиморе, где был крупнейший порт, местная община провела референдум и приняла решение вынести порт за черту города. Теперь это – красивейший город с набережной, со всей туристической инфраструктурой. А в город заходят только пассажирские суда. А тут, у меня такое впечатление, что порт бы и Потемкинскую лестницу снес, лишь бы было куда ставить эти машины грузовые…

Неужели это такая большая проблема?

— Вот все говорят об Одесском припортовом заводе, что это – огромная проблема для городской экологии, и если что-то там случится, то будет беда. Но… Почему забывают о порте, допустим, там в очень плохом состоянии "холодильник", он может рвануть, и тогда это будет уже не до шуток… К тому же в Одессе нет набережной.

— А реально, чтоб она появилась? Есть такие планы?

— В городе сегодня генплан только разрабатывается. Его делает киевский институт "Гипроград". Но такие проекты, как набережная, безусловно, есть, неоднократно поднимались...

— Не так давно мы писали о проблеме с санаторием имени Горького, там проблема в том, что выделили землю, рекреационную, и отдали в частную собственность…

— Понимаете, у нас не один санаторий, а 30. Мы знаем обо всех этих проблемах. Даже составили перечень, отправили его в СНБО, в прокуратуру. Мы пытались разобраться во всей этой истории. Но, увы, не так быстро у нас работают законы. Получается, что за то время, пока они (прокуратура) думают, как и кто этим будет заниматься, ситуация меняется 10 раз.

— Вы как городской глава, наверное, чувствуете, где в Одессе существуют конфликтные зоны, ну, к примеру, та же прибрежная зона?

— Я считаю, что проблема у нас одна – деньги, а все остальное мы вам сделаем. Вот даже тот же городской бюджет… Да, нет в мире бюджета, где бы денег хватало. Сейчас бюджет Одессы 1 миллиард 800 миллионов гривен, второй после Киева. Это лучше, чем в 90-е годы. Богатый город по бюджету. Но этого мало…

— Какой будет Одесса через 5 – 10 лет? Как будет расти город?

— Мы зажаты в небольших для такого города границах, всего 161 квадратный километр. Это катастрофически мало для города-миллионника. А решения же об изменении территории города принимаются на уровне Киева. Это очень долгая и кропотливая работа. Тем более, она идет трудно. Но если не будет принято кардинальное решение по расширению территории, придется осваивать водное пространство. Одесса будет расти в море. Вот уже начался проект, стали намывать песок на пляжах. Это только первый этап грандиозного плана — строительство искусственных островов. Пока в планах один такой остров. Это будет несколько десятков гектаров, там будет "Даун-таун" — деловой центр Одессы. Кроме того, городу нужен новый стадион, нужны скоростные эстакады, а из центральной части города необходимо сделать туристическую Мекку.

— И последний вопрос: памятник Екатерине Второй, который вот-вот должны открыть в Одессе, почему, по-вашему, это вызывает столько конфликтов? И почему городские власти отложили открытие, ранее намеченное на День города?

— А потому, что площадь еще не готова. Ведь речь идет не только о памятнике основателям Одессы, а о комплексе зданий, архитектурном ансамбле. Там же восстанавливается исторический облик всех зданий, воссоздается лепка и так далее. И потом, это право одесситов, какие памятники устанавливать или нет. Почему на западе Украины это возможно, а в Одессе – нет? Навязывать никто никому ничего не должен… Одесса вообще своеобразный город. Тут есть памятник Атаману Головатому, есть улицы имени Атамана Чепиги, Черноморского казачества, Богдана Хмельницкого. Местные проблемы, в том числе касательно памятников, надо решать в соответствии с волей местной общины.